?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 April 2011 @ 12:18 am
Стих про Гагарина  
Раз уж день космонавтики, и юбилей, и пятьдесят лет, и салют был (слышала, не видела), то давайте я всенародно покаюсь. И расскажу, как в детстве своём торговала, так сказать, лирой.

Всё было из-за физики.

Я была в девятом классе. И физика была в девятом классе. Как и в восьмом, и в седьмом, и, кажется, даже в шестом. А может, не в шестом. Уже не помню. Помню только, что она была долго, а я её терпеть не могла. В отличие от благородной науки химии. И мало того что терпеть не могла - я её не учила, и в конце четверти мне то и дело угрожающе маячил трояк. Который я исправляла аккуратными лабораторками (правда, раза два школьный распределительный щит я таки пережгла) и вызубриванием экспресс-конспектов, которые я потом с другими отстающими переписывала после уроков.

Экспресс-конспекты - это была такая продвинутая методика у нашей физички. За пять минут надо было на память написать формулу какого-нибудь, например, закона Бойля-Мариотта, его определение и ещё что-то. Кажется, применение в быту. Или ещё бывали экспресс-самостоятельные. Например, про тело, сползающее по наклонной плоскости. Или про вычисление работы. Или нарисовать вектора сил, действующих на тело, двигающееся с ускорением.

Короче, ужас и мрак кромешный.

И, значит, был девятый класс. Как раз кончилась третья четверть. За которую я получила заслуженный тройбан. И ожидаемую реакцию от мамы. Мама почему-то никак не хотела смириться, что я не отличница. Хотя я отличницей в школе прямо совсем не была. У меня и по русскому была четвёрка, несмотря на грамотность - обязательно я что-то делала не так, суффикс забывала отметить или не помнила номер орфограммы про НЕ и НИ.

На каникулах я злобно пялилась в учебник "Физика - 9" Кикоина и Кикоина, а в самом начале четвёртой четверти в школе было родительское собрание. Мама пришла с собрания и сказала:

- Тебе надо написать стихи! Тогда тебе по физике за них поставят пять.
- Какие стихи? По физике?
- По физике. Про Гагарина.

Постепенно выяснилось вот что. Физичка задумала устроить стенгазету. Огромную, на нескольких ватманских листах. Силами детей. Про физику в быту и в жизни. В том числе там должно было быть про Гагарина, потому что День Космонавтики был уже совсем на носу. Причём участвовавшим физичка обещала поставить пятёрки. Что очень, очень хорошо сказалось бы на грядущей оценке в четверти. И мама решила, что мне непременно надо поучаствовать. И непременно именно стихами. Про Гагарина.

Я пыталась увернуться. Говорила, что лучше порисую. Или сделаю коллаж. Но мама была непреклонна. Если мамой овладевала идея, то на их пути - мамы и идеи - вставать было бесполезно и опасно для здоровья. Тем более что мама знала, что зарифмовать мне пара пустяков. И к одиннадцатому апреля мама меня дожала. Я села и стала писать стихи по физике про Гагарина.

Сначала мне в голову не приходило ничего, ну совсем ничегошеньки. Я расхаживала по комнате, безъязыко мычала, сгрызла концы у двух карандашей, наелась грифеля и изрисовала несколько страниц в тетрадке кометами, звёздочками и ракетами.

Потом я решила, что надо позаимствовать какой-нибудь стихотворный размер. Раз у самой не получается. Стихотворный размер я слямзила у Блока. "О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле". С размером пошло веселее, и к вечеру я выдавила из себя двенадцать строчек. Помню только последнюю: "Что в космосе - советский человек!". Лучше бы и её не помнить и стиха этого не писать, но уж что было - то было.

Мне было ужасно стыдно за этот халтурный стих. Там был и Гагарин, и ракета, и космос, и рифма, и размер, и всё это было халтурное, и мне было очень противно, что это ради "пятёрки" по физике и из-за дурацкой уступчивости. Мама осмотрела готовый стих, сказала, что он замечательный и это как раз то, что надо для физики, красиво перепечатала его на машинке "Эрика", и назавтра я понесла стих в школу.

Написать я его написала, перепечатать его мама перепечатала, а вот отдать позорный стих ради пятёрки прямо физичке в руки да ещё и гордо признаться в своём авторстве у меня не хватило куражу. После физики я его осторожно положила на край физичкина стола и быстро смылась из класса. Что с ним было дальше - не знаю. В газете он не появился, и пятёрку мне не поставили, чему я была крайне рада. Маме дома я сказала честную правду - что стих отдала по назначению, а дальше как-то эта история затерялась среди других семейных и школьных событий, и никто больше про стих по физике не вспоминал.

В четвёртой четверти я получила по физике четвёрку, потому что было много лабораторных, а их я делать любила, в отличие от экспресс-конспектов и задач про сползание тела и вектор силы. И за год вышла четвёрка.

По случаю государственных праздничных дат я больше никогда не рифмовала.

Что есть очень и очень хорошо.
 
 
 
ary_a: Арьяary_a on April 12th, 2011 09:02 pm (UTC)
ааа я тоже из той породы, которая химию понимала от и до, а физику, несмотря на прекрасных преподавателей, понимала через пень-колоду)) вот только стихов, слава богу, писать не пришлось)) хотя на меня в коне 11 класса физик очень обиделся, когда я от чистого сердца написала в лабораторке карандашом пост скриптум "Спасибо Вам, В.И. за то, что в такого бездаря вложили знания" - но поставил и так, без вопросов...
∞o_huallachain on April 14th, 2011 09:55 am (UTC)
Чё ж он обиделся, дурило! Это ж классный комплимент. Если мне так напишут, я рада буду.
falling_towersfalling_towers on April 12th, 2011 09:07 pm (UTC)
хорошая история.
∞o_huallachain on April 14th, 2011 09:16 pm (UTC)
Эта история вообще-то показывает, что мне всегда недоставало сил противостоять другим, особенно если это мои родные и близкие.
Ольга Чигиринскаяmorreth on April 12th, 2011 09:08 pm (UTC)
Видно истинного филолога.

А я мечтаю батю растащить на книжку о КБ "Южное", благо вся секретность давно уже полетела шкереберть. ОН под коньячок такие анекдоты травит, а излодить в письменном виде - ни-ни.
∞o_huallachain on April 13th, 2011 10:27 am (UTC)
Почему филолога?))

А батины рассказы записать надо. Такие вещи быстро забываются, а жаль.
(no subject) - o_huallachain on April 14th, 2011 10:12 am (UTC) (Expand)
Владимир Тучковtu_95 on April 12th, 2011 09:11 pm (UTC)
Прекрасная история. А можно было ведь и про Бойля-Мариотта написать.
∞o_huallachain on April 14th, 2011 09:19 am (UTC)
Куда там, я, кажется, и в школе не была точно уверена, он как кто - как Маркс-Энгельс или как Брешко-Брешковский. Вот Гей-Люссака знаю, тот сразу был и Гей, и Люссак (ох, не повезло ему с фамилией, дети, небось, сильно сейчас над ним смеются).

Хотя можно было бы посвятить стех именно что тайне раздвоенной личности Бойля-Мариотта...
werhamsterwerhamster on April 12th, 2011 09:52 pm (UTC)
А мне химичка реально ставила четверки за то, что я ей вместо лабораторных стихи сдавала.

Блик фенолфталеиновый,
Утонченно-малиновый... и тра-ля-ля, нежное.

Или в мажоре:
Радуйтесь, люди, ура, ура,
Анри Беккерель обнаружил уран,
Как бы потом бы не сделали бы бомбы.

Хорошая была женщина.
∞o_huallachain on April 14th, 2011 09:24 am (UTC)
Ой, я перед химичкой виновата :) Она у нас была толковая, хорошая, но очень смешная, и я как-то про неё написала стих, ээээ, сатирического характера. Зря.

А наши дети в лицее периодически нам то объяснительную стихами напишут, то в задании что-нибудь рифмованное. Когда я вела русский, некоторые дети эти задания очень творчески воспринимали и выполняли :) А ещё они иногда про нас сочиняют всякие стишки. Про меня как-то раз (давно-о-о, когда я ещё была молодая совсем) сочинили:

Нина Вилл, Нина Вилл,
Я всегда тебя любил,
Но признаться в том не мог,
Present Perfect я не сёк.

Я хихикала и разъясняла, что если "всегда любил", то это не презент пёрфект :)
Makasmakas89 on April 12th, 2011 10:01 pm (UTC)
/номер орфограммы про НЕ и НИ./
ЧЗХ этот номер орфограммы?
∞o_huallachain on April 14th, 2011 09:38 am (UTC)
Это глупый, бессмысленный садизм нашей учительницы русского языка. Низабудунипращу.

В учебнике русского языка были (может, и щас есть) правила, как правильно писать жышы и карову, сиречь орфограммы. Они под номерами. Наша училка требовала, чтобы мы их (а) выучивали, то есть знали содержание самого правила и точную его формулировку (б) знали, какой номер у этого правила. И устраивала зачёты.

Я с детства пишу вообще без ошибок, но этот грёбаный зачёт сдавала трижды, потому что не могла ни выучить наизусть формулировку правила, ни запомнить, какой номер какому правилу соответствует. Надо было сдать до 17-й орфограммы. Я и сейчас, в сорок семь почти уж лет, помню, что 1я это проверяемые гласные в корне, 2я это непроверяемые гласные в корне, 3я это проверяемые согласные на конце слова, а 17я - это правописание слов типа "воскресенье" в косвенных падежах. Причём, заметь, те, кто писал не Бог весть как правильно, зачёт тем не менее сдали одни из первых, а у училки была ещё такая отдельно золотоносная и духоподъёмная методика, что дети проверяют сами друг друга - и вот эти вот безграмотно пишущие, но сдавшие первыми, проверяли, следя по учебнику, тех, кто с первого раза сдать не мог, и только когда они вынесли своё предварительное заключение, что отстающие вроде как готовы сдавать зачёт, к процессу подключалась собственно училка. Я учила грёбаные орфограммы почти неделю. Ну, выучила. Грамотнее писать от этого не стала, потому что куда уж грамотнее. Самое же пикантное, что в учебнике русского (это был 5й класс) прямо под первой же орфограммой было написано (хоть и мелким шрифтом), что названия орфограмм и их номера не заучиваются. Можешь догадаться сам, чем кончилась моя попытка апеллировать к этому примечанию :-(

Долгая память хуже, чем сифилис, но про эту училку я помню ещё одну прекрасную, прекраснейшую вещь: как-то раз на родсобрании она сказала моей маме, что я совершенно не переживаю из-за оценок и очень равнодушно отношусь к учёбе, потому что "все дети, если им хоть троечку поставишь, огорчаются, со слезами на глазах дневник подают, просят, чтоб им поставили оценку повыше, а ваша - никогда, даже если "двойку" поставлю: положит дневник на стол и всё".

Конечно, я не была равнодушна к оценкам, меня же за них ругали дома, да и вообще получать свидетельства собственного неуспеха всем неприятно, по-моему. Но по моему тогдашнему кодексу чести выпрашивать оценку у училки было грехом номер раз, позволять себя довести до слёз - грехом номер два, и я этого никогда не делала. Но училка это моё нежелание трактовала са-а-авсем не так.
κάτι τρέχει στα γύφτικαcynical_sceptic on April 12th, 2011 10:04 pm (UTC)
О, Кикоин и Кикоин. Как же, помним таких.
∞o_huallachain on April 14th, 2011 10:11 am (UTC)
В этом учебнике и в его продолжении были портреты великих физиков. Всякие эти бойли-мариотты были в пудреных париках и непривлекательные, а вот Максвелл был такой хорошенький!
Natterjacknatterjack on April 12th, 2011 10:10 pm (UTC)
Мы с Маэстрой сегодня поминали недобрым словом одного писаку (ржали короче мы над ним), который торгует своими гхм рифмами, как семками. Судя по обилию этих самых гхм рифм, сейчас писака пишет песни для родной эстрады. Мы пытались придумать пример, потому как вспомнить гхм рифму ни одну невозможно, но получилось плохо. Точней, получилось плохо, но в сравнении любое "плохо" выглядит как "гениально". Например, такое гениальное стехо:

Девушка на луну глядит
Ее парень больной лежит
Он девушку вспоминает
И на луну подвывает.
∞o_huallachain on April 14th, 2011 10:02 am (UTC)
Ой, когда я да-а-а-а-авно работала в ВИНИТИ после мгу, у нас там был один мальчишечка, который писал примерно такие же говностехи и всем их дарил эдакими сборниками (сейчас бы этот штиль назвали "эмо", только без суицидов, там всё больше было про сопливую любоффь и стрядания). Он очень настойчиво пробивался в поэты, мля, песельники и что б ты думала - пробился! И писал какие-то текста для попсы. Года три потом я эти его стихи слышала по радио в виде попсоесенок :)
(no subject) - natterjack on April 14th, 2011 11:26 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 14th, 2011 11:33 am (UTC) (Expand)
Yauhen Yerchak_nevr_ on April 13th, 2011 08:00 am (UTC)
О, учебник Кикоиных... Замечательная книжка )
∞o_huallachain on April 14th, 2011 10:09 am (UTC)
Ы, как он вам с Костиком в память запал! Я уж думала, по нему сейчас не учатся, новых понаписали...
(no subject) - camomila_blanca on April 14th, 2011 10:32 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 14th, 2011 10:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - _nevr_ on April 14th, 2011 10:35 am (UTC) (Expand)
Ёж на берёзе. Шаман малой руки.vusk on April 13th, 2011 09:08 am (UTC)
\\Если мамой овладевала идея, то на их пути - мамы и идеи - вставать было бесполезно и опасно для здоровья.

О, я предполагаю, что практически все мамы и их идеи таковы, особенно если в наличии уверенность в том, что так будет лучше для ребенка. :D

Вообще, наверное, здорово быть гордым. Я вот сразу бы согласился написать стих за четвертную, это уж как пить дать =\
∞o_huallachain on April 14th, 2011 09:55 am (UTC)
Коль, это не из гордости было. Я, собственно, лирой торговала дважды - ервый раз был в том же девятом классе, когда по литре задали написать сочинение на тему "Нас на подвиг позвал комсомольский билет". Мне было лень писать по какой-то фактуре, да я и не знала никаких героев-комсомольцев, дома у нас таких книг не водилось, а Интернета и сайта реферат-ру тогда не было :) И я чиста из лени написала длинный стех в размере этого заглавия, дактилем тоись.

Стех был совершенно абстрактного содержания как бы про подвиги комсомола, совершенно абстрактные, вроде участия в войнах, революциях и освоении целины. Он был написан абсолютно левой ногой, я даже не удосужилась посмотреть историю комсомола; в результате там было, например, что комсомол сражался за революцию в ноябре 1917 года, хотя его, родимого, только в 1918 году образовали (это всё я узнала потом, когда стала в него вступать в десятом уже классе). Всё равно "пять" поставили, видимо, по политическим мотивам, на что я нахально и рассчитывала.

Но тут я сама решила, что отбоярюсь от дурацкого сочинения дурацким стихом, это, в общем, было моё собственное решение и я считала, что на конъюнктурную и политически ангажированную тему я вполне могу так же конъюнктурно и написать, раз уж не писать никак нельзя. И никакая совесть меня не мучила ни разу: как вы со мной, так и я с вами.

А про Гагарина, во-первых, было кагбэ добровольно, никто же не принуждал обязательно в этой газете участвовать; во-вторых, мне было очень неприятно, что меня мама всё-таки прогнула; в-третьих, я, когда в школе училась, считала, что выпрашивать оценки is a sin. Переписать контрольную, если учитель дал такую возможность всем плохо написавшим is not a sin, это честно, потому что не лично тебе, а для всех; а вот ходить-попрошайничать "ой, спраситя миня пажалуста, я всё выучила и хачу ответить!" is a sin. Как-то так.
(no subject) - vusk on April 14th, 2011 05:03 pm (UTC) (Expand)
Христарадник за словомcamomila_blanca on April 13th, 2011 05:04 pm (UTC)
обоже, номера орфограмм. Я узнала о них недавно и думала, что это новая методика какая-то.
∞o_huallachain on April 14th, 2011 09:40 am (UTC)
Какая нах новая... Вон я выше в комментах рыдаю про вою детскую травму этими орфограммами.

Рысь крапчатаяflyinggull on April 14th, 2011 08:30 am (UTC)
А у меня наоборот было: понимание физики (ну так как её не понимать, если учительница на "вы"обращается. Светлый луч, среди учительского сброда этой быдлошколы) и очень хреновое понимание химии. Причём до сих пор с химией беда, хоть я её ещё и 5 лет в академии изучала в разных видах. Полное отсутствие абстрактного мышления налицо: нельзя пощупать - не выходит понять.
∞o_huallachain on April 14th, 2011 10:08 am (UTC)
У нас в школе следом за креативной физичкой с экспресс-конспектами пришла прекрасная энергичная старушка, она впоследствии оказалась однокурсницей моей бабушки :) И всю физику, которая была потом, я, в общем, даже нормально усваивала. Но вот от механики, работы и прочих векторов сил осталя только какой-то спутанный клубок ужасных воспоминаний.
Грешник37greshnik on April 14th, 2011 08:42 pm (UTC)
О, а Вилл - это твоя фамилия, а не кликуха?
Круто.

О том, как я учился, лучше промолчу...
∞o_huallachain on April 15th, 2011 05:54 am (UTC)
Это фамилия бывшего мужа, я её себе оставила в счёт репараций :)

Да я в школе, знаешь, на самом деле так себе училась. Это мамины мечты были про отличницу, на самом деле выше четвёрки я залезала редко и дневник был вечно весь в замечаниях. Зато уж когда я поступила в универ, тут-то матушка порадовалась наконец.
Рысь крапчатаяflyinggull on April 15th, 2011 03:59 pm (UTC)
Не в тему, но... Это про ДГ? о_О
∞o_huallachain on April 15th, 2011 07:24 pm (UTC)
Да. У нас все плохо. Как будет дальше, непонятно.

Это семнадцать лет моей жизни и работы, эта школа. Я в нее вкладывалась как почти ни во что я не вкладывалась.
(no subject) - flyinggull on April 15th, 2011 07:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 15th, 2011 07:28 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - flyinggull on April 15th, 2011 07:37 pm (UTC) (Expand)