?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 April 2013 @ 08:24 pm
А. Иванов, "Комьюнити"  
Зачем я это прочитала? Because I can.

Ну, и ещё чтоб понять, действительно ли всё так плохо и действительно ли это "Комьюнити" ещё хуже, чем "Псоглавцы".

Ага, хуже.

В "Псоглавцах" хоть сюжет был какой-никакой, а также критический реализм в виде описания вымирающей деревни. Пусть там были слегка переписанные цитаты из википедии, пусть была какая-то нестрашная мистика, пусть были пейзанки, которые тоже любить умеют, отштампованные конвейерным способом интеллигенты и прочие нескладицы. Но "Псоглавцы", если сравнивать с "Комьюнити", были читаемы.

"Комьюнити" - это удивительное, почти совершенное "ни о чём". Сюжет бестолковый и вязкий а-ля "матрица имеет всех". Герои не просто из картона - они из такого картона, из которого делают коробки для телевизоров: из толстого, шершавого и пустотелого. Опять уйма сведений (про чуму и связанные с ней суеверия), надёрганных со всяких справочных ресурсов. Причём, что характерно, мне именно это показалось чуть ли не самым интересным в книге. Нудный, местами практически канцелярский слог. А уж типа молодёжный типа сленг, которым изъясняется одна из героинь - ох, стыдоба какая-то. Не сленг это и не молодёжный, все эти "ёпстудеи", "зусманы" и "Гомзишь мне всё своими опистархозами мажорными!"

При этом - суровый замах на "обличение" современной жизни (в виде айфонов и интернета), на эдакий антиконсьюмеризм и тд. В общем, город - кубло разврата, сплошные менеджеры с айфонами, в нём всё фальшиво и ужасно. По тексту разбросаны реалии московской жизни - герои посещают кафе ArteFaq, читают журнал "Афиша" (с Данилкиным он поссорился, что ли?); не обошлось и без дежурного пинка в сторону митингующей оппозиции. Бренды одёжек главгероя и их цвета перечислены с пугающей точностью, как будто это сеты на polyvore.com; непонятно, правда, почему он поддерживает потенцию не честной "виагрой", как Моржов в "Блуде и МУДО", а какими-то неведомыми "дженериками".

Видимо, для придания антуражу в книге есть вставки как бы цитат из сетевого общения, нарочито безграмотных (надо же пнуть подсевших на интернет и не видящих за ним Сути).

Зато! Топография книги практически безупречна. Никаких тебе безымянных "он шёл по улице и свернул налево". Все улицы названы своими названиями, все повороты точно как надо, и даже как доехать на улицу Кубинку - тоже правильно. Интересно, как он это сделал - сверялся по яндекс-картами и яндекс-панорамам?

В общем и целом, вот что хочу сказать.

Некоторым оффтопом. Был такой писатель-деревенщик Василий Белов. Писал про деревню. Хорошо писал. Нравилась ему деревня. А потом вдруг ка-а-ак написал обличительный роман "Всё впереди". Всё про то же: про Москву как кубло зла и гнездилище разврата, про то, как злобный город пожирает человеческое в людях, в то время как в деревне хранится вековая духовная мудрость, а ещё городские смотрят порнуху, то есть изменяют своим супругам духовно, и норовят свалить в Арканзас, потому как евреи (почему в Арканзас? Ну ладно, в Арканзас так в Арканзас). В общем, много страниц брызгания жёлчью. Злобного и очень, очень скучного.

Вот и у Иванова примерно так же. Пока он писал про то, в чём он находил что-то, вызывающее любовь - он писал так, что не оторвёшься. А как начал обличать - упс.

"Человек - это его айфон", повторяется в книге невесть сколько раз. Может, уже купить Иванову этот айфон? Или самсунг на андроиде.
 
 
 
(Deleted comment)
∞o_huallachain on April 21st, 2013 04:53 pm (UTC)
В смысле каком? Не поняла.
(Deleted comment)
∞o_huallachain on April 21st, 2013 05:16 pm (UTC)
А, всякая поэзия маленьких городов, а Москва чтоб непременно кубло и ужос?
(Deleted comment)
∞o_huallachain on April 21st, 2013 05:22 pm (UTC)
У Дудинцева, что ли?

Мне слово нравится. Я тут как-то раз купила много мандаринов и положила их в холодильник в мешке, Т это называл "кубло мандаринов".
(Deleted comment)
∞o_huallachain on April 21st, 2013 05:24 pm (UTC)
Точно существует, потому что Т про Дудинцева и не слышал, не то что читать.

А как Вам он?
Ильяizrafil on April 21st, 2013 05:26 pm (UTC)
Ехал Т через Т
Видит Т: Т Т Т
Сунул Т Т в Т Т
Т Т Т, Т Т Т
(Deleted comment)
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 01:40 pm (UTC)
Да, я понимаю. Действительно есть такая штука и действительно не коррелирует. Я такие книги люблю, даже если они в остальном не особо.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 01:37 pm (UTC)
За кублом забыла ответить на собственно вопрос.

Я такое многократно видела у разных писателей советской эпохи, но, как бы сказать, оно не переходило в ненависть, скорее шло эдаким неявным фоном - вот вы в своей Москве, в то время как правда жызне она здесь. А имён не могу вспомнить, потому что это был какой-то просто поток прозы конца 60-х - конца 70-х, который я читала в журналах. В памяти не сохранилось конкретики. Они все были вполне читаемы, кто-то скучнее, кто-то занимательнее, но все были, как бы сказать, похожи друг на друга, отформатированы реализмом и эдакой специфической гладкописью. Впрочем, это всё относится не только к провинциальной прозе, а вообще к мейнстримной прозе тех лет, у москвичей было то же самое.
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 21st, 2013 05:40 pm (UTC)
это лишний раз говорит нам о том, что прозаику, в особенности работающему в крупных формах, всет'ки нужен ум
хучь какой, а нужен
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:53 am (UTC)
Да работал же он в крупных формах, работал... То-то и странно, что при эээ смене тематики или при смене настроения у него всё отключилось. Или Вы полагаете, что у него всё написано эээ на ощущениях и представлениях, а не на основе ума?
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 22nd, 2013 09:59 am (UTC)
да, я полагаю, что именно ума ему всегда и не хватало. А одной имажинацией не вытянешь.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 10:15 am (UTC)
А как Вы проводите эту разницу? Что что-то от ума, а что-то от имажинации?
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 22nd, 2013 10:25 am (UTC)
ну вот всякая эта "пластичность", "кинематографичность", "нутряная сила образов" и т.п. хреновня - это от имагинации. А умение выстроить нормальную романную конструкцию, не впадать в вопиющие пошлости, способность к рефлексии над плодами своей фантазии, вообще умение распоряжаться своими силами и отсекать им ложные пути - от ума.

∞o_huallachain on April 22nd, 2013 01:32 pm (UTC)
Ммм. Но первые три вполне удовлетворяли этим требованиям. Даже самый первый, по которому очень заметно, что он из ранних.
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:35 pm (UTC)
ну не знаю. Я читал "Серцце пармы", и там не сильно было по этой части.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 01:41 pm (UTC)
А почему? Вы писали про него подробно?
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:48 pm (UTC)
писал, два длинных поста. Меня потом люди не любили.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 01:50 pm (UTC)
О, спасибо. Пойду почитаю)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 12:51 pm (UTC)
Ты мне заказала книгу товарища, с которым общаешься выше - или мне так же купить её по приезду?
Тогда подскажешь где.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 01:29 pm (UTC)
Не заказала, сходим купим или напишу где.
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 22nd, 2013 10:30 am (UTC)
да! это, как Вы поняли, было проявление бессильной зависти провинциального учителя к талантливому, успешному автору. Чтобы потом опять не оговариваться.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 01:30 pm (UTC)
Не оправдаетесь уже. Вы, туляки, опасные, у вас вон в клуб с пистолетом0пулемётом ходят, судя по вчерашним новостям.
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:32 pm (UTC)
да, я вот тоже читаю и горжус земляками.
GerDadrelian_gerd on April 21st, 2013 07:16 pm (UTC)
В США это называлось обличение общества потребления и было модно n лет назад. И до наших палестин добралось. Бедное общество потребления. Все его обличают, никто его не любит :(
(Deleted comment)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 05:19 am (UTC)
Вы плохо представляете себе и Сенеку и теории общества потребления. Они завязаны на индустриализм и невозможны в допромышленную эпоху, им не за что уцепиться без массового товаропроизводства. Поздние стоики и киники (от которых, через Руссо, тянется веточка к Эриху Фромму, собственно и придумавшему словосочетание "общество потребления")играли совсем в другие игры - мифология благородного дикаря и тлетворное действие цивилизации вообще, уничтожающей в человеке его первозданную основу. Эти идеологемы вошли в критику общества потребления, но специфицируют её не они. Они намного старше - Руссо, Антисфен, Диоген.

Сенека - поздний стоик. Говоря вкратце эти люди учили, что можно владеть, но нельзя привязываться. Шопенгауэр справедливо называл их позицию всего лишь более лицемерным кинизмом, как выразились бы на двух моих предыдущих работах:" действовать как блядь, а выглядеть как целка". Тоже ничего общего.
Ещё раз, закрепляющее - до индустриализма и массового товаропроизводства тех идей, эпигоном которых выступил Иванов, не было в принципе.

Умолкаю, чтобы вас далее не раздражать.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:36 am (UTC)
Хотела ответить, да камрад Грешник уже всё описал. А само по себе эээ излишество в потреблении обличали начиная с древних мифов.
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 05:20 am (UTC)
"Не прошло и четырнадцати лет, как парижская шляпка украсила голову бухарской модницы". (с) Набоков, не помню из какого рассказа.
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 03:24 am (UTC)
"с Данилкиным он поссорился, что ли"?

Не похоже. Данилкин по прежнему хвалит всё, что пишет Иванов, включая и эту книгу.
Это просто символ такой: заматеревшие в боях, шрамированные, усталые московиты отдыхают после набега на Нижний Тагил и Челябинск - едят с ножа непрожаренную баранину, отирая усы журналом "Афиша" и прихлёбывают медовуху из выдолбленного черепа трофейного полпреда Холманских.

Скрылся в налете тумана Скрелингов остров, земля;
Дрожью святой Океана зыблется дрожь корабля.
Море, и небо, и море — к Северу путь без границ;
Дико звучат на просторе крики чудовищных птиц.
Медленно ходят по воле первые дерзкие льды. —
Викингам любо раздолье, дали холодной воды.
Любит безвестности Эрик, далью захвачен варяг
(Где-нибудь выглянет берег, где-нибудь встретится враг!).
Знает он все побережья, всюду рубиться был рад:
С Русью ходил в Обонежье, плавал по рекам в Царь-град,
Грабил соборы Севильи, видел останки Афин…
Парус, развейся, как крылья! челн, полети, как дельфин!
Анунд, скиталец угрюмый, смотрит на зыби зыбей.
Вольно ширяется дума в волнах, как птица морей.
Истинный викинг ни ночи в хижине дымной не спит,
Истинный викинг не хочет на ночь повесить свой щит;
Пенистый рог не веселье пить среди женщин и дев;
В челнах — всегда новоселье, в волнах — не молкнет напев.
Горм распахнул свою шубу, вновь он доволен судьбой:
Скоро заслышит он трубы, трубы, зовущие в бой.
Выйдет старик, как берсеркер, душу потешит в бою…
Дуй, куда вздумаешь, ветер! мчи, куда хочешь, ладью!
С кем бы ни бой, что за дело! Горм жаждет биться сплеча!
Страшно в жилище у Гелы, жданная смерть — от меча.

Почему-то я всегда представлял Эрика, Анунда и Горма в малиновых пиджаках, при волынах, рыжье, дорогих котлах и на драккаре с кенгурятником. Только Свена среди них нет - этот типаж остался в прошлом, потерянный где-то между Афинами и Севильей.

А когда застонет буря, снег подымется, как тучи;
Брови белые нахмуря, Один ринется могучий.
Дев-валькирий вереницы заторопят черных коней,
Будут крики без границы, будет стук мечей о брони,
Будет скачка, пляска, бубны, будет бой в безумном вое...
Из могил на голос трубный встанут древние герои.

Пышны северные зимы, хороши морозом жгучим!
Дни проходят, словно дымы, дни подобны снежным тучам.
Поспешай на быстрых лыжах, взор вперяя в след олений,
Жди моржей космато-рыжих, бей раскидистых тюленей,
Встреть уверенной острогой хмурых медленных медведей, --
Смейся, смейся над тревогой, в песнях думай о победе!
Пышны северные зимы, образ будущей Валгаллы!
Дни проходят, словно дымы, время вечность оковала.

P.S. К чему бы эти реминисценции? Наверное к тому, что я пытаюсь смотреть прославленный сериал "Бригада". Лучше бы я тоже этого не делал.

Edited at 2013-04-22 03:33 am (UTC)
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:45 am (UTC)
Самоистребительное - и по сути лишённое созидательного - начало в бандюках ты подметил точно.

А что "Бригада"?
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 12:45 pm (UTC)
Задолго до меня его подметила статистика МВД - потери бандформирований в 90-е достигали 45-50 процентов, это сопоставимо с убылью численного состава армейских частей находящихся на передовой.

"Бригада" снята достаточно профессионально, чтобы её можно было смотреть, но её фактура вызывает смесь раздражения и усмешки. Особенно в сравнении с великолепными и абсолютно реалистичными фильмами об организованном криминалитете, такими как "Пророк" и "Чужая", снятыми в условиях приближённых к боевым. По сравнению с ними в "Бригаде" нечем любоваться. Симпатию вызывает только герой забитого насмерть Панина - приблатнённый плутоватый мент, со стерженьком.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 02:14 pm (UTC)
Да это ж не реализм никакой. Чистой воды романтическое произведение. Ты чего вообще?
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 06:21 pm (UTC)
Нет.
Произведение сделано как романтичное, но с каждой отсмотренной серией видно, что точкой сборки служила не головорождённая выдумка, а некоторая жизненная, вещная фактура: элементы слэнга, понятия, рынки, групповушки с блядями, наезды, изнасилования, продажные менты-козлы - всё это слишком наглядно, прицельно изображено, находится слишком для романтизации. Но при этом не является правдоподобным - поскольку в жизни всё грубей и болезненней. И фальшивят авторы не потому что хотят сознательного искажения реальности, а потому что не представляют как эта реальность выглядит в деталях.
Думают, что так и было.
А было не так.
Фраера.

Сама же попытка романтизировать криминалитет, да ещё на основе реалий, да ещё и не имея об этих реалиях ни малейшего представления - это просто вышибает все пробки. Не потому что я - твердокаменный моралист, а потому что учил нас Господь наш Иисус Христос, что нельзя служить двум господам. Выберите уж что-нибудь одно.

Edited at 2013-04-22 06:25 pm (UTC)
GerDadrelian_gerd on April 22nd, 2013 03:08 pm (UTC)
> Не похоже. Данилкин по прежнему хвалит всё, что пишет Иванов, включая и эту книгу.

Он её очень альтернативно хвалит. На словах - да, как будто защищает. А на деле - одна звёздочка. Т.е. его "защита" это из жанра "да, ужас, но не ужас-ужас-ужас".
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 03:45 pm (UTC)
Прочитала рецу. Про несобственно-прямую речь. Вообще она и как таковая не хвалебна, даже если не считать звёздочки.
Грешник37greshnik on April 23rd, 2013 07:15 pm (UTC)
Ты неверно интерпретируешь звёздочки Данилкина. Это оценки не книги, а общеобязательности её прочтения. Они слабо коррелируют с качеством оцениваемого романа - скажем блатные сценарии Адольфыча Данилкин оценивает очень высоко (и заслуженно), но звёздочек им ставит мало. Потому что не все будут это читать, и не всем это чтение нужно.
∞o_huallachain on April 24th, 2013 06:05 am (UTC)
Это он сам так написал, что их надо так интерпретировать?
Грешник37greshnik on April 25th, 2013 02:05 am (UTC)
Нет, это я так написал, глядя на хвалебную панигерическую рецензию и ничтожное количество звёздочек, причём не в первый раз, а в десятый.
∞o_huallachain on April 25th, 2013 08:58 am (UTC)
Да что ж в ней панегирического?
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 05:30 am (UTC)
"А потом вдруг ка-а-ак написал обличительный роман "Всё впереди". Всё про то же: про Москву как кубло зла и гнездилище разврата, про то, как злобный город пожирает человеческое в людях, в то время как в деревне хранится вековая духовная мудрость, а ещё городские смотрят порнуху, то есть изменяют своим супругам духовно, и норовят свалить в Арканзас, потому как евреи (почему в Арканзас? Ну ладно, в Арканзас так в Арканзас). В общем, много страниц брызгания жёлчью. Злобного и очень, очень скучного".

О, а вот это я прочитаю, спасибо! Я люблю такие утробные, нутряные, чревные проповеди в жанре "погнали наши городских". Шоб про духовность и коровий навоз, оскульптуренный трудолюбивыми, сизифьими лапками жука-проныры, символизирующего в глазах автора простого крестьянина, надежу-мужика, которым только и жива Россия.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:49 am (UTC)
Инджой, в бумаге его разве что в букинистическом найти, у меня было в журнале "Наш современник", но я эти журналы выкинула на крутом повороте жизенной дороги. А на флибусте лежит. Там ещё много про алкоголизм и про присущее женщинам блядство, а также про торнадо в Ивановской области в 1984 году. Если правда осилишь, расскажи, что ты по его поводу думаешь.

http://www.libex.ru/detail/book261314.html У нас вот есть он у букинистов, за стольник, хочешь, куплю и вручу тебе по приезду?

Edited at 2013-04-22 09:57 am (UTC)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 12:47 pm (UTC)
Нет, я продегустировал его на флибусте и решил на сём пиру духа не задерживаться.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 02:13 pm (UTC)
Бгг. Квод эрат демонстрандум. Чего-чего, а вкуса у тебя, камрад, не отнимешь.
Ольга: яyelin on April 24th, 2013 05:50 am (UTC)
Надо же. Деревенские рассказы до сих пор в школе проходят. А этот роман я знаю только по стихотворению Левина "Собирались сионисты в синагогу на шабаш..."
Ну может быть и от Иванова что-нибудь в школьной программе останется.
∞o_huallachain on April 24th, 2013 06:06 am (UTC)
Может, и программу наконец как-нибудь по-другому сделают...