?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 April 2013 @ 08:24 pm
А. Иванов, "Комьюнити"  
Зачем я это прочитала? Because I can.

Ну, и ещё чтоб понять, действительно ли всё так плохо и действительно ли это "Комьюнити" ещё хуже, чем "Псоглавцы".

Ага, хуже.

В "Псоглавцах" хоть сюжет был какой-никакой, а также критический реализм в виде описания вымирающей деревни. Пусть там были слегка переписанные цитаты из википедии, пусть была какая-то нестрашная мистика, пусть были пейзанки, которые тоже любить умеют, отштампованные конвейерным способом интеллигенты и прочие нескладицы. Но "Псоглавцы", если сравнивать с "Комьюнити", были читаемы.

"Комьюнити" - это удивительное, почти совершенное "ни о чём". Сюжет бестолковый и вязкий а-ля "матрица имеет всех". Герои не просто из картона - они из такого картона, из которого делают коробки для телевизоров: из толстого, шершавого и пустотелого. Опять уйма сведений (про чуму и связанные с ней суеверия), надёрганных со всяких справочных ресурсов. Причём, что характерно, мне именно это показалось чуть ли не самым интересным в книге. Нудный, местами практически канцелярский слог. А уж типа молодёжный типа сленг, которым изъясняется одна из героинь - ох, стыдоба какая-то. Не сленг это и не молодёжный, все эти "ёпстудеи", "зусманы" и "Гомзишь мне всё своими опистархозами мажорными!"

При этом - суровый замах на "обличение" современной жизни (в виде айфонов и интернета), на эдакий антиконсьюмеризм и тд. В общем, город - кубло разврата, сплошные менеджеры с айфонами, в нём всё фальшиво и ужасно. По тексту разбросаны реалии московской жизни - герои посещают кафе ArteFaq, читают журнал "Афиша" (с Данилкиным он поссорился, что ли?); не обошлось и без дежурного пинка в сторону митингующей оппозиции. Бренды одёжек главгероя и их цвета перечислены с пугающей точностью, как будто это сеты на polyvore.com; непонятно, правда, почему он поддерживает потенцию не честной "виагрой", как Моржов в "Блуде и МУДО", а какими-то неведомыми "дженериками".

Видимо, для придания антуражу в книге есть вставки как бы цитат из сетевого общения, нарочито безграмотных (надо же пнуть подсевших на интернет и не видящих за ним Сути).

Зато! Топография книги практически безупречна. Никаких тебе безымянных "он шёл по улице и свернул налево". Все улицы названы своими названиями, все повороты точно как надо, и даже как доехать на улицу Кубинку - тоже правильно. Интересно, как он это сделал - сверялся по яндекс-картами и яндекс-панорамам?

В общем и целом, вот что хочу сказать.

Некоторым оффтопом. Был такой писатель-деревенщик Василий Белов. Писал про деревню. Хорошо писал. Нравилась ему деревня. А потом вдруг ка-а-ак написал обличительный роман "Всё впереди". Всё про то же: про Москву как кубло зла и гнездилище разврата, про то, как злобный город пожирает человеческое в людях, в то время как в деревне хранится вековая духовная мудрость, а ещё городские смотрят порнуху, то есть изменяют своим супругам духовно, и норовят свалить в Арканзас, потому как евреи (почему в Арканзас? Ну ладно, в Арканзас так в Арканзас). В общем, много страниц брызгания жёлчью. Злобного и очень, очень скучного.

Вот и у Иванова примерно так же. Пока он писал про то, в чём он находил что-то, вызывающее любовь - он писал так, что не оторвёшься. А как начал обличать - упс.

"Человек - это его айфон", повторяется в книге невесть сколько раз. Может, уже купить Иванову этот айфон? Или самсунг на андроиде.
 
 
 
(Deleted comment)
∞o_huallachain on April 21st, 2013 04:53 pm (UTC)
В смысле каком? Не поняла.
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on April 21st, 2013 05:16 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on April 21st, 2013 05:22 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on April 21st, 2013 05:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - izrafil on April 21st, 2013 05:26 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:40 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:37 pm (UTC) (Expand)
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 21st, 2013 05:40 pm (UTC)
это лишний раз говорит нам о том, что прозаику, в особенности работающему в крупных формах, всет'ки нужен ум
хучь какой, а нужен
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:53 am (UTC)
Да работал же он в крупных формах, работал... То-то и странно, что при эээ смене тематики или при смене настроения у него всё отключилось. Или Вы полагаете, что у него всё написано эээ на ощущениях и представлениях, а не на основе ума?
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 09:59 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 10:15 am (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 10:25 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:35 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:48 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 22nd, 2013 12:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:29 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 10:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:30 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:32 pm (UTC) (Expand)
GerDadrelian_gerd on April 21st, 2013 07:16 pm (UTC)
В США это называлось обличение общества потребления и было модно n лет назад. И до наших палестин добралось. Бедное общество потребления. Все его обличают, никто его не любит :(
(Deleted comment)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 05:19 am (UTC)
Вы плохо представляете себе и Сенеку и теории общества потребления. Они завязаны на индустриализм и невозможны в допромышленную эпоху, им не за что уцепиться без массового товаропроизводства. Поздние стоики и киники (от которых, через Руссо, тянется веточка к Эриху Фромму, собственно и придумавшему словосочетание "общество потребления")играли совсем в другие игры - мифология благородного дикаря и тлетворное действие цивилизации вообще, уничтожающей в человеке его первозданную основу. Эти идеологемы вошли в критику общества потребления, но специфицируют её не они. Они намного старше - Руссо, Антисфен, Диоген.

Сенека - поздний стоик. Говоря вкратце эти люди учили, что можно владеть, но нельзя привязываться. Шопенгауэр справедливо называл их позицию всего лишь более лицемерным кинизмом, как выразились бы на двух моих предыдущих работах:" действовать как блядь, а выглядеть как целка". Тоже ничего общего.
Ещё раз, закрепляющее - до индустриализма и массового товаропроизводства тех идей, эпигоном которых выступил Иванов, не было в принципе.

Умолкаю, чтобы вас далее не раздражать.
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 09:36 am (UTC) (Expand)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 05:20 am (UTC)
"Не прошло и четырнадцати лет, как парижская шляпка украсила голову бухарской модницы". (с) Набоков, не помню из какого рассказа.
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 03:24 am (UTC)
"с Данилкиным он поссорился, что ли"?

Не похоже. Данилкин по прежнему хвалит всё, что пишет Иванов, включая и эту книгу.
Это просто символ такой: заматеревшие в боях, шрамированные, усталые московиты отдыхают после набега на Нижний Тагил и Челябинск - едят с ножа непрожаренную баранину, отирая усы журналом "Афиша" и прихлёбывают медовуху из выдолбленного черепа трофейного полпреда Холманских.

Скрылся в налете тумана Скрелингов остров, земля;
Дрожью святой Океана зыблется дрожь корабля.
Море, и небо, и море — к Северу путь без границ;
Дико звучат на просторе крики чудовищных птиц.
Медленно ходят по воле первые дерзкие льды. —
Викингам любо раздолье, дали холодной воды.
Любит безвестности Эрик, далью захвачен варяг
(Где-нибудь выглянет берег, где-нибудь встретится враг!).
Знает он все побережья, всюду рубиться был рад:
С Русью ходил в Обонежье, плавал по рекам в Царь-град,
Грабил соборы Севильи, видел останки Афин…
Парус, развейся, как крылья! челн, полети, как дельфин!
Анунд, скиталец угрюмый, смотрит на зыби зыбей.
Вольно ширяется дума в волнах, как птица морей.
Истинный викинг ни ночи в хижине дымной не спит,
Истинный викинг не хочет на ночь повесить свой щит;
Пенистый рог не веселье пить среди женщин и дев;
В челнах — всегда новоселье, в волнах — не молкнет напев.
Горм распахнул свою шубу, вновь он доволен судьбой:
Скоро заслышит он трубы, трубы, зовущие в бой.
Выйдет старик, как берсеркер, душу потешит в бою…
Дуй, куда вздумаешь, ветер! мчи, куда хочешь, ладью!
С кем бы ни бой, что за дело! Горм жаждет биться сплеча!
Страшно в жилище у Гелы, жданная смерть — от меча.

Почему-то я всегда представлял Эрика, Анунда и Горма в малиновых пиджаках, при волынах, рыжье, дорогих котлах и на драккаре с кенгурятником. Только Свена среди них нет - этот типаж остался в прошлом, потерянный где-то между Афинами и Севильей.

А когда застонет буря, снег подымется, как тучи;
Брови белые нахмуря, Один ринется могучий.
Дев-валькирий вереницы заторопят черных коней,
Будут крики без границы, будет стук мечей о брони,
Будет скачка, пляска, бубны, будет бой в безумном вое...
Из могил на голос трубный встанут древние герои.

Пышны северные зимы, хороши морозом жгучим!
Дни проходят, словно дымы, дни подобны снежным тучам.
Поспешай на быстрых лыжах, взор вперяя в след олений,
Жди моржей космато-рыжих, бей раскидистых тюленей,
Встреть уверенной острогой хмурых медленных медведей, --
Смейся, смейся над тревогой, в песнях думай о победе!
Пышны северные зимы, образ будущей Валгаллы!
Дни проходят, словно дымы, время вечность оковала.

P.S. К чему бы эти реминисценции? Наверное к тому, что я пытаюсь смотреть прославленный сериал "Бригада". Лучше бы я тоже этого не делал.

Edited at 2013-04-22 03:33 am (UTC)
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:45 am (UTC)
Самоистребительное - и по сути лишённое созидательного - начало в бандюках ты подметил точно.

А что "Бригада"?
(no subject) - 37greshnik on April 22nd, 2013 12:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 02:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 22nd, 2013 06:21 pm (UTC) (Expand)
GerDadrelian_gerd on April 22nd, 2013 03:08 pm (UTC)
> Не похоже. Данилкин по прежнему хвалит всё, что пишет Иванов, включая и эту книгу.

Он её очень альтернативно хвалит. На словах - да, как будто защищает. А на деле - одна звёздочка. Т.е. его "защита" это из жанра "да, ужас, но не ужас-ужас-ужас".
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 03:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 23rd, 2013 07:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 24th, 2013 06:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 25th, 2013 02:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 25th, 2013 08:58 am (UTC) (Expand)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 05:30 am (UTC)
"А потом вдруг ка-а-ак написал обличительный роман "Всё впереди". Всё про то же: про Москву как кубло зла и гнездилище разврата, про то, как злобный город пожирает человеческое в людях, в то время как в деревне хранится вековая духовная мудрость, а ещё городские смотрят порнуху, то есть изменяют своим супругам духовно, и норовят свалить в Арканзас, потому как евреи (почему в Арканзас? Ну ладно, в Арканзас так в Арканзас). В общем, много страниц брызгания жёлчью. Злобного и очень, очень скучного".

О, а вот это я прочитаю, спасибо! Я люблю такие утробные, нутряные, чревные проповеди в жанре "погнали наши городских". Шоб про духовность и коровий навоз, оскульптуренный трудолюбивыми, сизифьими лапками жука-проныры, символизирующего в глазах автора простого крестьянина, надежу-мужика, которым только и жива Россия.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:49 am (UTC)
Инджой, в бумаге его разве что в букинистическом найти, у меня было в журнале "Наш современник", но я эти журналы выкинула на крутом повороте жизенной дороги. А на флибусте лежит. Там ещё много про алкоголизм и про присущее женщинам блядство, а также про торнадо в Ивановской области в 1984 году. Если правда осилишь, расскажи, что ты по его поводу думаешь.

http://www.libex.ru/detail/book261314.html У нас вот есть он у букинистов, за стольник, хочешь, куплю и вручу тебе по приезду?

Edited at 2013-04-22 09:57 am (UTC)
(no subject) - 37greshnik on April 22nd, 2013 12:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 02:13 pm (UTC) (Expand)
Ольга: яyelin on April 24th, 2013 05:50 am (UTC)
Надо же. Деревенские рассказы до сих пор в школе проходят. А этот роман я знаю только по стихотворению Левина "Собирались сионисты в синагогу на шабаш..."
Ну может быть и от Иванова что-нибудь в школьной программе останется.
∞o_huallachain on April 24th, 2013 06:06 am (UTC)
Может, и программу наконец как-нибудь по-другому сделают...