?

Log in

No account? Create an account
 
 
02 December 2013 @ 11:11 am
Поиграть в ученого он-лайн  
Оригинал взят у ryba_barrakuda в Поиграть в ученого он-лайн
Не знаю, как вас, а меня с детства тянуло к науке - я подпадала под очарование то биологии, то физики, то археологии. Большей частью это, разумеется, определялось тем, какую книгу я читала в данный момент и куда понесло ее главного героя - копать старинные гробницы или изобретать вечную жизнь. Потом были энциклопедии для юных всех-всех-всех от химиков до лириков. Итоговая нахватанность-по-верхам привела к тому, что интерес стал острее, но при этом и оценка объема знаний, необходимых для того, чтобы эффективно работать в каждой интересующей области, стала более адекватной и, значит, более безрадостной в отношении возможного личного участия - как в том анекдоте про “разорваться мне что ли?!”. Единственный выход - не разорваться, но хотя бы растянуться, попытавшись работать на стыке нескольких направлений, но и это ограничивает выбор двумя-тремя областями.

А вот как бы успеть вообще всем причинить побольше добра и учинить побольше пользы на квадратный метр? Ответ на этот вопрос - так называемая “гражданская наука” (citizen science или crowd science), предполагающая участие непрофессионалов-любителей в процессе глобального познания мира. Она появилась задолго до интернета, но это было что-то вроде кружков по интересам: можно было ездить волонтером на археологические раскопки (кстати, и сейчас можно), или по переписке участвовать в наблюдении за звездами, или кольцевать и наблюдать птиц. Но это все требовало определенных знаний, усилий, и главное - времени, причем не всегда в удобный для вас момент.

И вот буквально десятилетие назад для страдальцев, жаждущих что-нибудь куда-нибудь в науке подвинуть, однако не готовых при этом вступать в
кружки или наблюдать за зверьем непосредственно в зимнем поле, забрезжил свет - ученые сообразили, что людям не обязательно обладать специальными знаниями, когда у них есть обширные вычислительные ресурсы и свойственные лишь человеку качества - например, умение распознавать и обрабатывать зрительную информацию лучше, чем любая вычислительная техника, или проявлять фантазию там, где машина будет действовать чистым перебором. Тут-то и пригодился современный европейско-американский пользователь с хорошим интернетом и склонностью подолгу пялиться в монитор. В конце концов, если у вас есть время ходить в фейсбук или играть в сапера, почему бы не найтись десяти минутам на доброе дело? Так что держите этот пост - собрание он-лайн научных проектов, в которых можно поучаствовать всем и каждому, не взирая на знания, возраст и степень занятости.

Пионером в деле интернетизации гражданской науки стал широко известный проект - SETI@home, который предполагает использование мощностей домашних компьютеров, оставляемых в спящем режиме, для обработки данных с радиотелескопов, обшаривающих вселенную в поисках следов разумной жизни на других планетах. Это, пожалуй, самый скучный, но и самый ненапряжный способ послужить науке - купить немного электричества и отдать немного компьютерного времени.

А вот следующий способ включить магглов в исследование мира куда более весел: игра, использующая воображение, образное, стратегическое и пространственное мышление. И первыми тут были химики-биологи, предложившие компьютерную игрушку Fold it, в которой пользователь скручивает протеины в зависимости от свойств составляющих их аминокислот. Дело в том, что в более или менее сложных белках вариантов скручивания и укладки могут быть тысячи тысяч, и банальным машинным перебором вопрос не решишь.

Участникам игры Фолд ит предлагатся скручивать белки так, чтобы набрать как можно большее количество баллов. Баллы же считаются в зависимости от того, насколько предложенный выверт белка соответствует свойствам входящих в него аминокислот (например, есть такие, радикалы которых отталкиваются, есть такие, которые, напротив, будут притягиваться друг у другу или лучше растворяться в воде, или формировать препятствие для дальнейшего свертывания). И это еще не все. Структура некоторых белков известна лишь частично - например, по данным кристаллографии, где вместо ровной учебной цепочки протеинов вы видите смутные облака, накладывающиеся друг на друга. Можно попробовать скрутить из данного набора аминокислот белок, максимально вписывающийся в кристаллографический образ. Или просто собирать белки с более или менее заданными свойствами. Эти белковерты даже соревнования проводят! :)) И польза от этого весьма немалая - например, уже определили структуру ретровирусной протеазы, и придумали эффективный энзим Дильс-Альдеразу.

Чуть позже подтянулись и физики, предложив игрушку Quantum Moves, которая построена на реальных свойствах квантовых объектов, а ваши решения на игровом поле служат для создания алгоритмов работы квантового компьтера. Вы же, в зависимости от степени удачности или неудачности этих решений набираете очки.
Прелесть этих игрушек в том, что они не сложнее привычных нам стратегий или головоломок, просто у них есть изнанка, и играя, вы решаете дополнительные весьма важные задачи.

Третий способ он-лайн участия в науке - обработка уже собранной информации. Для этого есть роскошный сайт, где представлена куча проектов на любой вкус - от изучения климата и селенографии до диких животных и старинных рукописей. Во всех этих проектах вы будете помогать обрабатывать уже собранную учеными информацию, которая не по зубам современным компьютерам. Система исключительно проста - вы регистрируетесь, проходите короткое испытание - например, получаете фото уже расшифрованного папируса, буквы на котором вам предлагают сопоставить с буквами соответствующего алфавита, и, если ваша расшифровка успешна, получаете следующий, уже никем не расшифрованный фрагмент. Разумеется, это лишь первичная обработка текста, которая будет еще перепроверяться, но все равно приятно и интересно :))

Ваше внимание и способность обрабатывать визуальную информацию пригодятся и другому проекту, где в рамках поисков лекарства от рака вам предложат сортировать клетки на фотографиях клеточных культур, обработанных различными противоопухолевыми препаратами. За каждую обработанную картинку вы получаете кредиты и подниматесь все выше в рейтинге контрибьюторов.

Четвертый способ участия - предложить себя в качестве подопытного кролика. Это можно сделать на сайте, что упомянут выше, но в другом его разделе, посвященном семантике. Здесь вам предложат поиграть с разными языковыми конструктами и пособирать ассоциативные цепочки от одного понятия к другому. Родственнен этому сайту вот этот любопыный ресурс. Правда, здесь вас не вовлекают в изучение чего бы то ни было, более того, ресурс позиционируется как тренажер для мозга - игры, предлагаемые там, нацелены на развитие и поддержание памяти, внимания, пространственного мышления, высокой скорости принятия решений. Вся ваша игровая документация строго конфиденциальна и доступна только вам, но я готова спорить на что угодно, что статистику ребята собирают не только для того, чтобы показывать вам красивые графики ваших успехов. Кстати, эти игры сейчас проходят испытание в качестве компонента реабилитационной программы для людей, перенесших инсульты.

Ну, и наконец, пятый способ помочь человечеству умнеть возвращает нас к истокам гражданской науки. Вы можете стать свободным наблюдателем, отправляющим результаты наблюдений для обработки профессионалам. Например, фотографировать птиц и животных, встречающихся в вашем регионе. Такого рода помощь оценят, например, на этом ресурсе, а если вас больше интересуют какие-нибудь жукозявочки, то вам сюда. Только то, что на заре гражданской науки делалось очень медленно и посредством писем, теперь делается мгновенно с помощью сотового телефона.

В общем, если вы уже погрузились в онлайн науку для магглов - ура вам (то есть нам :))! А если нет - постарайтесь не упустить свой шанс поучаствовать в самом интересном на свете квесте - познании мира человечеством :))
И да, здесь приведены те проекты, которые знакомы лично мне, поэтому если вам есть что добавить к этому списку (а некоторым наверняка есть), пожалуйста, пишите комменты, я с удовольствием внесу сюда дополнения.

 
 
 
Полина Лихачеваpollika on December 2nd, 2013 07:42 am (UTC)
У меня так даже научная публикация появилась, в настоящем сборнике трудов )))
∞o_huallachain on December 2nd, 2013 07:48 am (UTC)
Про птиц? Или про что? :))

Я думаю, мало ли, может, детям предложу.
Полина Лихачеваpollika on December 2nd, 2013 08:02 am (UTC)
Про птиц, про кого же ))) Это выжимки за три года, про встречи редких видов в городе и области. Еще есть заметка в "Мире птиц", но она уже менее научная.
natazolnatazol on December 2nd, 2013 07:23 pm (UTC)
Ой, НинВанна! Вот сидела я, никого не трогала, к семинарчику готовилась, а тут, оказывается, вон чего на свете бывает! *и пошел, кажется, семинарчик темным лесом...*
∞o_huallachain on December 3rd, 2013 10:19 am (UTC)
:)