?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 December 2013 @ 09:11 pm
Антон Понизовский, "Обращение в слух"  
Книга практически целиком состоит из разговоров.

Половина - монологи разных "простых людей", которые были записаны на диктофон и которые слушают четверо русских, по разным причинам оказавшихся в Швейцарии. Двое - молодые, двое - немолодые. Двое - мужчины, двое - женщины.

Половина - диалоги этих четверых (в основном двоих - молодого мужчины и мужчины немолодого) - о том, что они услышали в записях.

На моей памяти это чуть ли не первая книга, в которой мне кажется лишним сюжет.

Обычно лишней мне кажется любовная линия, потому что она слишком уж часто приплетена в книги сугубо для оживляжа и негармонично вытарчивает из остального текста; эта книга, кстати, не исключение; любовный компонент тоже есть: unresolved sexual tension юного (относительно) аспиранта Феди к энигматической и молчаливой девушке Леле со сноубордом и (зачем-то) татуировкой штрих-кода на шее, хищная охота немолодой женщины, Анны, на юного Федю и не менее хищная защита ею своих прав на мужа Диму; и всё это какое-то необязательное и лишнее, вплоть до финальной любви в каминном зале при свете свечи, когда идеалистичный и духовный Федя получает своё вознаграждение - признание в любви от младой девы, которая предпочла ему, хорошему, общество "нехороших" - стареющей четы Белявских и тусовки богатеньких при власти.

Так вот.

Лучше бы там вообще не было никакого этого сюжета и мужско-женских борений. А были бы только монологи и диалоги. Ну, может, ещё какое-никакое объяснение, как и почему эти четверо оказались в одно время в одном месте. И достаточно.

Потому что монологи интереснее. И разговоры тоже интереснее.

Монологи (вроде бы действительно реальные записи реальных рассказов реальных людей) совершенно пронзительные; и очень, как бы сказать, неоднозначные. Эти слова людей о своём (весьма невесёлом) житье-бытье можно истолковать и так, и сяк, и наперекосяк.

Чем и занимаются герои в своих разговорах.

В основном они обсуждают духовность. И русскую душу. И Достоевского. Какие же разговоры о русской душе да без Фёдора М.

Обсуждают, следует сказать, практически не выходя за пределы привычного круга таких разговоров. Любовь-ненависть, вера-безверие, русский народ как ребёнок и это ужасно - да, русский народ как ребёнок, но это прекрасно. А также некоторая семиотика и прочий структурализм. Стандартные разговоры русской интеллигенции. Никаких бездн открытий нет. Всё довольно предсказуемо. Мама мыла раму. Бога нет (или есть, возражает юный Федя). Смерть неизбежна.

И - удивительно - их очень интересно читать. Думаю, именно из-за контраста с монологами.

Мне очень понравилось.

Да, про таинственную татуировку - штрих-код на шее - девушка в конце объяснит. Объяснение скучное. Может, это была авторская аллюзия на "Девушку с татуировкой дракона", но как-то она не особо удалась, аллюзия эта.
 
 
 
yussyuss on December 11th, 2013 06:02 pm (UTC)
А вообще таинственная русская душа - это не что иное как реальный русский бардак,перенесённый в идеальном виде в человеческую голову... (А.Зиновьев)
∞o_huallachain on December 11th, 2013 06:25 pm (UTC)
А. А. всё сформулировал правильно :)

Смотрите, какой курс есть на курсере: https://www.coursera.org/course/russians?utm_classid=971735&utm_nottype=class.welcome.before&utm_notid=-1&utm_linknum=1
Грешник37greshnik on December 12th, 2013 06:08 pm (UTC)
Я её давно собираюсь почитать вот именно из-за реалистической части. Очень люблю такое, как говорил Шаламов - прозу документа.

Не думаю, что мне при этом понравятся диалоги, потрафившие тебе. Вся эта загадочная русская душа, полная водки и Достоевского, смотрится такой банальностью, такой литературщиной, что тошно. Как от переизбытка той самой водки и того самого Достоевского.
∞o_huallachain on December 13th, 2013 02:58 pm (UTC)
Я как-то криво написала, видимо. Там основное, что мне понравилось, помимо собственно документальной части - именно контраст между ней и этими разговорами. Разговоры переполнены эрудицией, но по части, скажем так, аналитической поверхностны и банальны, и именно это постоянное переслаивание текстов и создаёт основной эффект. Не думаю, что таковое входило в замысел автора, он-то, скорее всего, писал "как дышал", но и это хорошо - если бы там были какие-нибудь попытки Заклеймить Проклятых Бездельников-Интеллигентов, весь эффект сошёл бы на нет.