?

Log in

No account? Create an account
 
 
04 October 2014 @ 10:11 pm
Русский Север - 2014: Соловки  
Финальной точкой нашей экспедиции стали Соловецкие острова.

Первоначально предполагалось, что на Соловках мы проведём два-три дня. После этого планировался переезд на другие близлежащие острова - Кузова; однако не сложилось. Руководство в последний момент отказалось от этой идеи, так как в случае непогоды с Соловков ещё кое-как можно выехать, а с Кузовов гораздо сложнее. В итоге вышло, что мы и с Соловков еле-еле выбрались; в последний день, когда уже все вещи были собраны и запакованы, на море поднялся шторм, и ни один корабль не хотел отправляться с нами в рейс. В итоге шторм улёгся и мы всё-таки уехали, но последние несколько часов на острове оказались очень нервными: если бы мы не смогли выбраться с Соловков, то пропали бы билеты на поезд на всю нашу ораву в 200 человек.

На Соловках мы провели неделю.

Скажу откровенно - мне показалось, что это слишком много.

Считается, что это одно из красивейших мест России. Кем считается - не знаю. Отчасти это правда. Красивые места на Соловках есть, и немало. Но вот сказать про них все целиком, что это красивейшее место, никак не выйдет.



Красив монастырь. Природа. Побережье моря. Леса и озёра. А остальное, то, что вокруг - оно, увы, некрасивое. Раздолбанные дороги, неухоженные дома и кривые сараи, рядом - новые дома с закосом под старину (обычно в них гостиницы или кафе, или и то и другое вместе), или старые дома, обшитые пластиковой вагонкой вырвиглазных цветов. Сувенирные магазины и ларьки, во всех в них торгуют одним и тем же. Продуктовые магазины с советских размеров очередями. Чуть ли не каждая вертикальная поверхность уклеена объявлениями про разные туристические услуги: предлагают покататься на квадроциклах, на моторках, попробовать соловецкой сельди и так далее.

Для удобства тех, кто посещает острова, сделано многое. Можно взять напрокат велосипед (только ездить на нём удобно далеко не везде, кое-где дороги разбиты так, что проехать очень трудно). Можно легко найти жильё (в гостиницах и в частном секторе). Можно поесть в одной из десятка кафешек (предлагают бизнес-завтрак, бизнес-ланч и бизнес-ужин - современные синонимы полузабытого cловосочетания "комплексный обед"; содержание минималистично - рожки с тушёнкой, гречка с тушёнкой же, рис с рыбой и тд). Можно арендовать лодку и съездить в море на рыбалку. Есть катания на лодках по озёрам и каналам. Можно снять баню. Можно за 300 рублей принять горячий душ - в одной из гостиниц, бывшем общежитии, есть комната, оборудованная деревянной лавкой и душевой кабинкой, горячая вода и время безлимитные; я там и айфон подзарядила. Есть поляна, отведённая для палаток, с оборудованными костровищами и столами. Туалеты типа сортир по всему острову. Специальные люди ходят и подбирают мусор. Есть даже маленький аэродром, куда прилетают самолёты из Архангельска и Петрозаводска.

И тем не менее - общее впечатление неуюта, неухоженности и какого-то временного отношения, что ли.

Понятно, что место это дальнее и труднодоступное, что туризм - основной источник дохода, а туристы ездят только летом, что местные жители живут примерно как жители южных курортных городков - ловят сезон, а на остальное время все и всё погружаются в ожидание сезона следующего. Но тем не менее очень уж унылы эти сто лет не крашенные дома и длинные деревянные бараки, разбросанный мусор на свалке, выбоины и лужи на улицах и навязчивая реклама.

Я не фотографировала некрасоту. Вполне достаточно, что я её видела. На фотографиях - то, что мне понравилось.

Особенно хороши там закаты. И монастырский квас.







Святое озеро. На его берегу, а точнее - на перешейке между озером и бухтой Благополучия - стоит монастырь.



Вечером.







Помимо экскурсий на мыс Белужий (около него живут белухи, разновидность китов), в Ботанический сад, в Соловецкий лабиринт, мы катались на лодках по системе озёр, соединённой каналами, построенными монахами. Это оказалось очень здорово.





Озёра невероятно красивы, каналы, ведущие из одного озера в другое, узкие и тенистые, на озёрах - острова, куда можно пристать на лодке, выйти на берег и увидеть, что на острое есть ещё озерцо, совсем маленькое. И с погодой повезло - было солнечно. Путешествие заняло целый день.



Когда мы дошли на лодках до конца озёрной системы и искупались, то направились к церкви на горе (она же маяк). Дорога через поля, мимо скитов и памятных крестов.







Церковь - на самой вершине холма. Оттуда видно далеко-далеко.







На холм можно подняться по дороге, а можно - по длинной деревянной лестнице.



Лодочная прогулка мне очень понравилась. Я хотела ещё раз взять лодку напрокат и ещё раз обойти все озёра, но хорошей погоды больше не было, начались дожди и грозы, а грести под дождём мне не хотелось. Поэтому всё остальное время я бродила пешком. В лесу много черники, а вот грибов не попалось.

А это просто картинки экспедиционной жизни. Тортики на день рождения, с взбитыми сливками и консервированной клубникой.



Подготовка к конференции. Детские рисунки и фото на верёвочках.

 
 
 
nata_raccoonnata_racoon on October 4th, 2014 06:48 pm (UTC)
Вот каждый раз рыдаю с белой зависти, когда читаю ваши северные отчеты. Очень хочу, но пока не могу совершенно - ни времени, ни сил на тамошнюю логистику. Как все-таки детям повезло с ДГ и вами :-)
∞o_huallachain on October 4th, 2014 07:12 pm (UTC)
ДГ сила. Я отчётливо понимаю, что в бОльшей части тех мест, где мы бывали, я б сама по себе не оказалась бы никогда. Не потому что они такие уж труднодоступные, а просто мне бы и в голову не пришло.

Из северных мест, если уж на то пошло, самое волшебное место из мной увиденных - Кий-остров. Невероятная красота.

В общем, если соберётесь, я Вам подробно про любые посещённые нами места всё расскажу. В смысле Соловков логистика довольно простая - из Петрозаводска летает самолётик.
nata_raccoonnata_racoon on October 4th, 2014 07:22 pm (UTC)
Вот. Кий-остров - я бы про него и не узнала, если б не вы.
Вы пока пишите про север, пишите... :-)
Мне, чтобы туда добраться, надо сначала дите подрастить, а в такое будущее я пока не заглядываю. Буду читать и впитывать.
∞o_huallachain on October 4th, 2014 07:28 pm (UTC)
Мы там давно были, тогда ещё этого блога у меня не было. Это остров в устье Онеги. Соответственно добираться надо поездом до ст. Онега, а оттуда на корабле. Островов там на самом деле два - Кий и Фаресов, они рядом, в отлив можно перейти с одного на другой пешком. На Кий-острове есть то ли пансионат, то ли дом отдыха, можно туда купить путёвку, а можно в палатках (как мы). В пансионате предсказуемее и комфортнее, внешне он вполне приличный.

Вот тут есть немного фотографий из той поездки: http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/whitesea2001_index.html

Невероятно красивые места. Что в прилив, что в отлив. Гранитные скалы с огромными жилами кварца, перекрученные от ветра сосны, папоротники в лесу... Я сама который год думаю туда снова съездить, в дом отдыха этот путёвку купить. Море, конечно, не как на юге, но и не страшно холодное - остров посреди мелкого залива, он в солнечную погоду отлично прогревается. Мы там полноценно купались.
Yauhen Yerchak_nevr_ on October 4th, 2014 08:07 pm (UTC)
Фото на пленку, отсканированные?
∞o_huallachain on October 4th, 2014 08:13 pm (UTC)
Фото на говнофотик олимпус, старый, куплен был за противоударность и водостойкость. Это - и дизайн - его наилучшие качества. Снимает он паршиво.

Упд

Аааа те фото, 2001! Таки да. Отсканированная плёнка. Отснято мыльницей :)

Edited at 2014-10-04 08:14 pm (UTC)
Yauhen Yerchak_nevr_ on October 4th, 2014 08:16 pm (UTC)
Я про те, что с Кий-острова. Там примерно половина - очень ок, снимал кто-то с очень неплохим чувством кадра. Плюс пленка с ее динамическим диапазоном и теплыми ламповыми цветами =)
∞o_huallachain on October 5th, 2014 10:20 am (UTC)
Они все мои. Мы их сканировали для выпускного альбома. О, плёнка кодак 400, 36 кадров, и в экспедиции каждый кадрик на вес золота, потому что нигде там плёнку не купишь... Можешь сказать, какие именно "с неплохим чувством кадра"?
Yauhen Yerchak_nevr_ on October 5th, 2014 06:56 pm (UTC)
Да большая часть. Вот, например, http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image12.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/pages/whitesea2001_page13.html http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image17.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image21.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image24.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image26.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image35.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image36.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image37.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image41.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image52.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image67.jpg http://my-lalangamena.narod.ru/whitesea2001/images/whitesea2001_image74.jpg
Откровенно плохих практически нет. И на многих снимках нет типичной проблемы "бытовых" фотографий - одноплановости, когда снимают что-то одно, не задумываясь, что должен быть и передний план, и задний, а можно и средний. Тут, конечно, не Нешенл Джиогрефик, но на уровень крепкого фотолюбителя тянет.
∞o_huallachain on October 5th, 2014 07:13 pm (UTC)
Эва, какой ты мне внезапно комплимент отвалил :)
kozak_mamalugakozak_mamaluga on November 26th, 2014 04:27 pm (UTC)
Да Вам бы фотик пора обновить, есть у олимпуса новая серия Tough противоударная и снимает хорошо :),а места конечно знатные)))
∞o_huallachain on November 26th, 2014 04:32 pm (UTC)
Не, олимпус нафиг, я в сторону кэнона думаю. Особая противоударность мне уже не нужна, в сложные походы больше не хожу, а на относительно ровной местности я достаточно аккуратна)
kozak_mamalugakozak_mamaluga on November 26th, 2014 05:01 pm (UTC)
Если отталкиваться относительно ровной местности то хорошая БЗ вам в полне подойдет,а на какой аппарат глаз так сказать положили?
∞o_huallachain on November 26th, 2014 05:02 pm (UTC)
Пока конкретно ни на какой, это ближе к лету, в городе я всё равно только на айфон :) Буду рассматривать что-то компактное, но с зумом.
Рысь крапчатаяflyinggull on October 5th, 2014 12:56 pm (UTC)
По фотографиям Кий очень на острова в Энгозере похож. Скалы, сосны и вода.
∞o_huallachain on October 5th, 2014 01:40 pm (UTC)
А небось это одно и то же геологическое образование. Карельский щит какой-нибудь. Энгозеро же в Карелии, правильно?
Рысь крапчатаяflyinggull on October 7th, 2014 08:11 am (UTC)
Да. Одно из самых больших там.
Воллиsalome_lou on October 4th, 2014 06:59 pm (UTC)
Красота невероятная. И тортик очень трогательный. И цветочки в баночке)
∞o_huallachain on October 4th, 2014 07:14 pm (UTC)
Ой, я за цветочки наехала на детей. Они их на озере нарвали. А я слегка ругалась.

А тортики мы всегда делаем. В этот раз мы не успели купить коржи для них в Мск, пришлось покупать то ли в Кеми, то ли в Кандалакше. Там везде есть магазины под названием "Евроросс", вот в одном из этих евророссов мы скупили просто вообще все эти коржи нам на тортики.

У нас принято вкусно кормить и затейливо готовить! А не хлебать супчики и пакетов!
Зоя aka Skessaskessa on October 4th, 2014 07:14 pm (UTC)
иван-чай совершенно волшебный :)
∞o_huallachain on October 4th, 2014 07:15 pm (UTC)
Туман! Слоями. Он был весь в тумане, этот иван-чай.
1011 1101lndian_summer on October 4th, 2014 07:16 pm (UTC)
А не кажется ли, что вся туристическая инфраструктура немного противоречит самому духу этих мест, монастырям, уединенности, простоте, аскезе?
∞o_huallachain on October 4th, 2014 07:21 pm (UTC)
Не думаю. Кмк, всё это совместимо, и если люди (светские, вот как я, например) туда ездят, они ожидаемо хотят хоть какого-то уровня комфорта и прочих благ. Тогда уж надо вообще не пускать светских людей на острова, пусть только паломники и ездят.

Вздорная чайная Соняvzdormouse on October 4th, 2014 07:24 pm (UTC)
прочитала, что ругались из-за цветочков, - а как они в баночку-то вписались, - чудо!

∞o_huallachain on October 4th, 2014 07:29 pm (UTC)
О да :) Они отлично гармонировали с кукурузой на этикетке :)
Уми 海umi_no_inu on October 5th, 2014 01:11 pm (UTC)
Эх, один мой хороший друг лет 10 назад прожил там около двух лет, постоянно вспоминает. Наверное, не стоит ему туда больше ехать :(
∞o_huallachain on October 5th, 2014 01:29 pm (UTC)
Как сказать - я вот когда стала ездить на Север, на Масельгу, после нескольколетнего перерыва, в первый раз тоже уплевалась, тк там понастроили каких-то дурацких туристических аттракционов, каких-то идиотских экоскульптур и церквей в миниатюре, а я эти места помню нетронутыми и прекрасными. Но на другой год я как-то присмотрелась - не к аттракционам, они как были нелепы и некрасивы, так и остались, а к жизни ближайшего села. Они стали настолько качественнее жить. Это очень заметно. Дома починены и покрашены, почти у каждого дома джип, мне показалось, что и алкоголиков меньше стало. Так что тут разные взгляды возможны. Я на Соловках до этого года не бывала, думаю, десять лет назад там не было ни пластиковой вагонки, ни мини-гостиниц псевдорусского стиля, но вот насколько всё остальное было лучше...
Уми 海umi_no_inu on October 5th, 2014 08:57 pm (UTC)
нужно спросить его...
Tectumtectum on October 5th, 2014 05:46 pm (UTC)
В 2010м мы с Сонечкой Кузнецовой решили замечательно поплавать на этих лодочках по озерной системе.
Когда нам выдавали лодку, то обиженно говорили, что некоторые невоспитанные туристы бросают лодки прямо в каналах или на берегах озер и недовольные возвращаются пешком через чащу. Ужас-ужас, никогда так не делайте!
И вот уже на обратном пути задул такой сильный ветер, что канал превратился в образцовую аэродинамическую трубу.
Женскими силами выгрести из канала в озеро Средний Перт не было решительно никакой возможности, тут-то мы и вспомнили про бросающих лодки туристов :)
Я уже была готова стать таким нерадивым туристом, но нас спас мужчина, пересев из лодки с большой компанией. Из канала-то он выгреб, но вот на озере посреди белых барашков ему пришлось несладко...
∞o_huallachain on October 5th, 2014 07:15 pm (UTC)
Когда группа "Деревня" ходила кататься, у них тоже ветер случился и дождь, не до белых барашков, но говорили, что грести было нелегко.

А у нас была благодать, солнышко, красота...
Tectumtectum on October 5th, 2014 05:51 pm (UTC)
Еще очень здорово брать велики и уезжать за 15 к к Ребалде, там вдоль дороги шикарные теплые торфяные озера, никого-никого нет, и можно купаться голышом :)

А на вал грибов мы попали в конце августа в 2002м, там просто вдоль дороги на Секирку белые частоколом стояли, в лес заходить было не нужно. Мы их потом на печке сушили, по ночам на ниточки бусами нанизывали :)))
Тоже ездили с Сонечкой, Катюней Волковой и Надюшкой Титовой.
∞o_huallachain on October 5th, 2014 07:16 pm (UTC)
Эх, как ты здорово рассказываешь. Хотела я велик взять, да погода как-то совсем не способствовала. А также лень конца экспедиции. Мне уже хотелось домой, к цивилизации, а потом на тёплое море.