?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 December 2014 @ 11:37 am
Про сочинения  
Про те сочинения, которые 11й класс писал в начале декабря. Они считаются итоговыми, без них не допускают к ЕГЭ, оценка за них - зачёт/незачёт. Ввели их, напомню, не по высочайшему распоряжению партии правительства, а по горячей инициативе педагогов.

Из тем итоговых сочинений для старших классов:

"Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне". (Ю. В. Друнина).
"Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс".
"Что важнее: любить или быть любимым?"
"Книга, изменившая меня"
"Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?"

Рекомендуемый объём - от 350 слов (не менее 250). Нужно сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее чем одного произведения отечественной или мировой литературы (количество произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Комментарий Н. Солженицыной, которая возглавляет Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах:

«Сочинение на литературном материале, которое будут писать выпускники уже в декабре этого года, — важный шаг на пути к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого не мыслится жизнеспособность нашего общества. В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения».

Только уникальным шарлатанам и пошлякам (оценочное суждение) подобает выдавать в школу такие темы. И руководиться им при этом подобает только уверенностью, что проституирование чего угодно, им привычное как способ существования и ими самими в этом качестве, к вящему их удобству, не опознаваемое, - это такая штука, что на нее надо по возможности сажать всех.

Чуть-чуть отсебятины и личного мнения.

Хоть я и не русист, и сочинение это меня коснулось разве что тем, что я сидела в классе, пока дети его писали. Потому что русист по правилам там находиться не может - а вдруг подскажет! А инглиш тичер может. Мы ж русскому не обучены, только английскому.

Так вот.

В целом я всецело за то, чтоб дети в школе учились писать тексты. И писали их.

Только пусть это будут тексты или прагматические (заявление, договор, объяснительная записка, в конце концов), или сугубо творческие, или на абстрактные, неэмоциональные темы. Которые при написания не требуют ни выворачивать и предъявлять своё личное, ни врать, чтоб написать, как положено. Без вот этого вот "Что важнее - любить или быть любимым".

И без обязательной опоры на литературные источники.
 
 
 
the_toad: dnyarrythe_toad on December 16th, 2014 10:30 am (UTC)
"Книга, изменившая меня"

"Махабхарата". Благодаря ей я узнал, что:

1) Если у женщины мадраков попросить сувираки, то она, не желая давать, говорит, почёсывая себе ляжки, такие страшные слова: "Да не попросит у меня (никто, даже) любовник мой, сувираки! Сына отдам, себя отдам скорее, чем сувираку!" Говорят, что почти все женщины мадраков толсты, бесстыдны, закутаны в шерстяные покрывала, прожорливы, потеряли честь!

2) Бродский - козёл.

Кем бы я был без этого знания?!
∞o_huallachain on December 16th, 2014 03:03 pm (UTC)
(1) Что за сувираки? Я вся обгуглилась уже.

(2) А как Бродский связан с Махабхаратой?
(no subject) - the_toad on December 16th, 2014 03:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 03:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:52 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 04:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on December 17th, 2014 11:34 am (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on December 17th, 2014 11:43 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 18th, 2014 06:32 am (UTC) (Expand)
Гнездо Лемура, ночного зверяlemur_ on December 16th, 2014 10:47 am (UTC)
"Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс".
"Что важнее: любить или быть любимым?"
"Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?"
Темы философских трактатов. За 3 часа. Выбрано лотерейным путем.
Как он, финик, напишет про взросление, если он еще только взрослеет? Это 320-летний способен на скороспелые итоги, и то не факт.

"Книга, изменившая меня" - нет ли опасений, что могут встретить пёрл типа "Как выйти замуж за миллионера" или будут писать для приличия, допустим, про "Муму"?

"Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне". (Ю. В. Друнина).
Порвало. Дядька моих лет, повидавший виды, попросту не рискнет, етм более с кем попало распинаться на эту тему.

Хочется дать по морде автору тем.
Но буду дома учить писать. Ибо плетью обуха. Причем не своей плетью.

∞o_huallachain on December 16th, 2014 03:05 pm (UTC)
Да дело даже не в том, что они темы для философских трактатов. А в том, что они действительно предполагают или выворачивание собственной души наизнанку (зачем бы это в каком-то сочинении?), или написание насквозь лживых текстов, потому что ТАК НАДО. Как у Власа Дорошевича: "это всегда так пишется".

Тьфу.
Гнездо Лемура, ночного зверяlemur_ on December 16th, 2014 10:47 am (UTC)
30-летний,конечно же.
nicoljausnicoljaus on December 16th, 2014 11:41 am (UTC)
Но получилось красиво ))
Грешник37greshnik on December 16th, 2014 11:04 am (UTC)
Интересно, что будет если я, допустим, напишу, что книга изменившая меня - это "Моя Борьба" Адольфа Гитлера, увлекательнейшее автобиографическое повествование, отразившее как в дымном (от порохового и горчичного газа) зеркале трагическую судьбу поколения, чьи стигматы и шрамы столь схожи с нашими. Не разделяя антисемитских и вообще расовых теорий этого человека в его политическом активизме, в его отчаянной храбрости, бросившей его, добровольца, в крупнейшую мясорубку первой четверти XX века я вижу благородный пример, назидание потомкам и мне лично. В патриотических переживаниях автора, тяжело переживавшего разрыв исторического тела Германии и родной ему Австрии, отрезанной по живому от благодатной метрополии, я вижу описание травмы и посттравматических переживаний, выходящий много за рамки исторического контекста и позволяющий нам понять немало в сумраке сегодняшних событий...


Вот если я всё это напишу, что мне за всё это будет? ))
Сноходецdreamwalkerptiz on December 16th, 2014 12:51 pm (UTC)
282-я статья УК РФ.
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 01:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - dreamwalkerptiz on December 16th, 2014 01:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 01:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 03:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:30 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 03:33 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 03:53 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 06:37 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - dreamwalkerptiz on December 16th, 2014 05:40 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 05:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - michail_tz on December 16th, 2014 01:58 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:16 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 03:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:33 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 03:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 03:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:58 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 04:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 04:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:30 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 04:36 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 05:56 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 07:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 04:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 04:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 04:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 04:35 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 03:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 03:20 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 06:47 pm (UTC) (Expand)
GerDadrelian_gerd on December 16th, 2014 05:31 pm (UTC)
Неправильные темы: я открыл свой школьный сборник "300 готовых сочинений", а там таких нет. Придётся родителям детям новые покупать.
Грешник37greshnik on December 16th, 2014 05:38 pm (UTC)
Нет, мы тут сидели, СЕРЬЁЗНО разговаривали о БОЛЬШИХ ВЕЩАХ, а он тут пришёл и давай хихикать. Сразу видно человека "неспособного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения»", права вдова. Вот из-за вашего личностно-несформировавшегося поколения и происходит всё то плохое, что происходит.
(no subject) - adrelian_gerd on December 16th, 2014 05:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 06:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 16th, 2014 06:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 20th, 2014 09:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 20th, 2014 10:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 05:56 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 16th, 2014 06:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 06:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 16th, 2014 07:17 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 07:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 16th, 2014 07:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 05:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 16th, 2014 06:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 06:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 16th, 2014 07:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 08:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 18th, 2014 06:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 19th, 2014 03:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 19th, 2014 04:02 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 19th, 2014 04:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on December 20th, 2014 08:59 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - adrelian_gerd on December 20th, 2014 02:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 21st, 2014 04:47 pm (UTC) (Expand)
Штратникова Викторияvtosha on December 16th, 2014 06:23 pm (UTC)
По-моему, умение написать сочинение требует умения рассуждать на любую тему. Вне зависимости, эмоциональную или нет. А поскольку это подраздел литературы, то естественно, что нужно продемонстрировать знание литературы.
∞o_huallachain on December 17th, 2014 08:34 am (UTC)
1. Темы, эмоционально не нейтральные, вынуждают пишущих или выкладывать своё сокровенное, или врать. И то и то нехорошо.

2. Это не так. Написание текстов на определённую тему - не "подраздел литературы".
(no subject) - vtosha on December 17th, 2014 08:50 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
∞o_huallachain on December 16th, 2014 06:53 pm (UTC)
Оооо, мы такое в школе делали.

А щас я иногда на англ такое кручу. Жалко, времени не хватает часто это делать.

А ещё мы в школе писали такие штуки - не сочинения, а когда тебе выделяют героя, Онегина-Печорина и тд, и ты пишешь ровно про его поступки. Убирая всю его рефлексию, всю ре=флексию автора и прочие психологизмы. Вот что Онегин фактически сделал за время романа, то и пишешь. Сидел с умирающим дядей. Получил от него большое наследство. И тд.

Тоже очень интересная штука получалась.
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 07:10 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on December 18th, 2014 06:12 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on December 16th, 2014 07:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 17th, 2014 10:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 17th, 2014 10:01 am (UTC) (Expand)
Ёжикyojik_ali on December 17th, 2014 12:22 am (UTC)
У Ежа, пожалуй, травма мозга, но он совершенно не понимал, как следует писать сочинения. Была одна учительница, которая всегда принимала мои сочинения. Но учителя подвержены некоторой... ротации, посему другая учительница укоряла Ежа тем, что у него "сочинение-рассуждение", а не просто "сочинение"...

В общем, Ёж до сих пор не понимает, зачем всё это. В голове остался "практический совет": пересказывать произведение нельзя, но показать, что ты его прочёл полностью, нужно...

Посему Вас полностью поддерживаю. С той лишь разницей, что хорошо бы эссе. И, как я где-то читал о французской системе, с тезисом, антитезисом...
∞o_huallachain on December 17th, 2014 07:10 am (UTC)
Ннну по идее анализ текста, который школьное сочинение по литературе и должно демонстрировать, штука небесполезная весьма. Я, конечно, совсем другой язык преподаю, но тем не менее: главные скиллы - мочь понять, что написано/сказано и мочь написать/сказать так, что поймут тебя. Понятно, что в преподавании иняза предполагается заведомо более элементарный уровень этого понимания, а в отношении родной литературы, как классической, так и нет, такое понимание может быть задачей гораздо более сложной и интересной. Почему, например, в "Капитанской дочке" Гринёва помиловали и Пугачёв, и Екатерина? Почему в "Вишнёвом саде" Лопахин так и не сделал предложения Варе? И тд и тп. Эти вопросы не требуют умения отличать анапест от хорея, а экспозицию от развязки (всё моё поколение промучилось на уроках литры с этим элементарным литературоведением, ЗАЧЕМ?) - и квазиэмоциональных рассуждений в стиле "нравится - не нравится и почему нравится/не нравится" они тоже не требуют; такие вопросы требуют внимательного чтения и хорошего понимания текста.

Но, к сожалению, школьные сочинения по литературе en masse представляют собой скукотищу про тему природы в лирике Пушкина, женские образы у Тургенева и тд. Это не анализ, это, в сущности, работы-описания, которые вроде бы как должны демонстрировать, что школьник ознакомился с текстом.

Система эссе (с тезисами и антитезисами) не французская, она, скажем так, общечеловеческая :) На англ мы эссе пишем именно так. Что ещё хорошо в эссе: оно как форма письменной работы применимо не только к урокам литературы и обсуждениям литературных текстов, но и к любому другому предмету. Биология, химия, физика, whatever. У нас, например, пишут. Считаю это очень хорошей практикой. Тк считаю, что научиться стройно и ясно выражать свои мысли (как в устном, так и в письменном виде) не только на тему лишних людей у Лермонтова, а вообще обо всём, весьма полезно. Не всё ж задачки решать про и равно у на эр.

Edited at 2014-12-17 07:21 am (UTC)
(no subject) - yojik_ali on December 17th, 2014 10:08 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 18th, 2014 06:16 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
∞o_huallachain on December 21st, 2014 04:55 pm (UTC)
Ну да :) Не могу, однако ж, сказать, мне сия традиция мне нравится.

Полуоффтопом: вот г-н Быков на ту же тему.

"Возвращение сочинения — это, конечно, хорошо. Но ведь сочинение на абстракт­ную тему никак не проверяет знания литературы. А школьник обязан держать в голове цитаты и сюжеты, уметь связать прочитанное со сведениями о той или иной эпохе. Иначе чему мы, собственно, учим? Неужели только признаваться в любви к родному краю? Но покажите мне такого морального урода, такого кретина, который не любит родной край или, по крайней мере, не умеет вслух признаваться в любви к нему!

Я выступаю за то, чтобы школа была теснейшим образом связана с вузом, с производством, с государственным запросом на развитие науки (если такой запрос вообще имеется). В школу должны прийти институтские преподаватели. Если школьник не работает над решением великой математической проблемы, не пишет рассказ о главных этических вопросах, не оптимизирует опасное производство — кто вообще тогда это должен делать? После 30 лет великие открытия совершаются значительно реже — хорошо бы об этом помнить. А ещё необходимы школьные театры вроде Студии Спесивцева в большом количестве. Детские киностудии, где снимают и снимаются сами дети. Детская редакция радио, детский телеканал, где работают и зарабатывают школьники. Старшеклассники должны шефствовать над пятиклассниками, преподавать им, помогать осваивать сложный материал. Вообще я за то, чтобы дети как можно активнее участвовали во всех сферах жизни — в политике, образовании, медицине, социальной взаимопомощи; чтобы 15-летний капитан или 16-летний зрелый профессионал не были редкостью. Дети балбесничают большую часть дня. А их жизнь должна быть насыщенной, азартной. И умной, конечно".

Пятнадцатилетний политикан, оооо...
(no subject) - 37greshnik on December 21st, 2014 05:17 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on December 21st, 2014 09:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on December 21st, 2014 10:27 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on December 21st, 2014 09:12 pm (UTC) (Expand)