?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 March 2015 @ 10:36 am
Финская школа: образование новымъ манеромъ  
Школьное образование Финляндии считается очень хорошим (по измерениям PISA, по крайней мере). Оно бесплатное, инклюзивное, лишённое соревновательности, индивидуализированное, и учителя не грымзы. А также Финляндия занимает одно из первых мест в мире по владению навыками чтения и письма. Вот целая статья об этом, не знаю, насколько она объективна.

Однако финны считают, что это всё уже устарело и нужен новый подход.

“We really need a rethinking of education and a redesigning of our system, so it prepares our children for the future with the skills that are needed for today and tomorrow."

Если коротко:

В Финляндии предлагают ввести обучение «по явлениям» или по темам. В новом режиме от школьника не потребуют проходить полные курсы физики и английской литературы, а позволят выбрать их отдельные фрагменты, которые пригодятся ему в будущем.

Главная задача такой системы образования — избавить детей от вечных вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?». Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов — например, во время спецкурса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами. При этом записываться на любую «тему» учащийся будет, исходя из того, насколько она, по его мнению, необходима ему в его дальнейшей жизни.

Новая система - не только для учеников, которым предстоит работать небольшими коллективами, чтобы получать навыки работы в команде, но и для преподавателей: им также придётся более тесно взаимодействовать друг с другом. Каждая «тема» разделена на несколько занятий с разными учителями, чьи программы должны идеально дополнять друг друга.

Пока речь идёт о том, чтобы устраивать короткие периоды такого "обучения по топикам" дважды в течение года и только ученикам старших классов. Однако предполагается полный переход на такую систему к 2020 году.

В начальной школе речь идёт о бОльшей доле educatement, в частности, о введении в обучение компьютерных игр. “We would like to make Finland the leading country in terms of playful solutions to children’s learning,” said Olavi Mentanen, director of the PLC project.

Комментарии к статье в "The Independent" очень, очень показательны. Я бы с интересом почитала, что по поводу этого начинания думают сами финны - школьники, их родители и учителя, но увы, языковой барьер-с не позволяет.

Что я сама думаю по сему поводу.

Я думаю, что в данном случае мы имеем дело с чем-то вроде обратного движения маятника.

Школьное образование действительно штука невероятно косная, традиционная и устарелая. И в смысле формы - как Ян Амос Коменский ввёл классно-урочную систему чорт знает когда, насмотревшись на мельницу своего папеньки и как там обрабатывают зерно - так и в смысле содержания: запихивание в головы детям большого количества академических знаний, которые по идее должны формировать у них некоторую общую и непротиворечивую картину мира и некоторую общую же эрудицию. Уже давно понятно, что такое механическое заливание "знаний" в головы - методика если не порочная, то по крайней мере ущербная; во-первых, такие "знания" знаниями, по сути, не являются, это что-то вроде сведений, которые можно легко получить из справочников и тд; во-вторых, они не создают общую картину и, самое главное, не воспитывают критичности; например, полученное ах-прекрасное-совецкое-образование-которое-мы-потеряли совершенно не мешает народу верить в колдунов, экстрасенсов и прочих баб Ванг.

Помимо этого, то, что школьное образование занимает такую чортову прорву времени, это тоже дань традиции. Школа - это ещё и камера хранения, куда детей отправляют, чтоб они были вроде как при деле и дозревали там до того возраста, когда по закону станут дееспособными, смогут работать, жить самостоятельно и тд. Сведения, которые ребёнок получает за период школьной учёбы, совершенно необязательно размазывать на десять-двенадцать лет обучения; этому можно научить быстрее и эффективнее. Но по закону дети достигают совершеннолетия в определённом возрасте, а до этого им не полагается предоставлять самостоятельность и автономность, они не могут, например, работать и зарабатывать деньги (хотя вполне могли бы; кошмарики времён конца XIX века и профсоюзной борьбы за права трудящихся, когда выступали за запрет детского труда, не имеют практически ничего общего с теперешним пост-индустриальным социумом и условиями труда в нём; чего бы ребёнку в 13 лет не начинать работать, если труд не физический, не опасный для здоровья и тд? Но нет, не положено).

Собственно, то, что мы видим на примере финской реформы, это попытка отойти от классической модели школьного образования, и эта попытка несколько exaggerated.

Финны пытаются решить две проблемы: сделать образование более "интересным" (отсюда эдьюкейтмент) и сделать его менее академичным (отсюда отход от классно-урочной системы, от грамматического подхода к изучению языков и переход на коммуникативный метод, введение коллаборации в малых группах, межпредметные кластеры, опора на "риал лайф" и тд).

К эдьюкейтменту я отношусь хорошо. Не разделяю точку зрения, что образование непременно должно быть связано с преодолением и прочее в духе "без труда не". Если можно процесс сделать более юзер-френдли и не потерять при этом в качестве, его надо сделать таким, почему нет. Компьютерные игры в образовании (и вообще геймификация образования как более широкое явление) - это вообще, как мне кажется, хорошее начинание с огромным потенциалом.

Что касается вот этого вот “phenomenon” teaching. Сама идея мне нравится.

Собственно, речь не идёт о том, что школьников будут учить только тому, что они захотят. Речь о другом - академические знания, характерные для "классической" системы образования, накладываются на topics, интегрируются в них, что должно привести и к тому, что дети будут более осмысленно усваивать информацию, и больше рефлексировать, и будут более критичны (посколько труднее быть критичным к чему-то абстрактному, абстрактные, оторванные от всего сведения чаще просто воспринимаются as is; Бога нет, а I равно U на R, потому что марьиванна так сказала; а потом столь же легко теряются: Бог есть, а ГМО - смерть всему живому, потому что соседка так сказала).

В общем, я считаю, что профит от такого подхода, если это только часть учебного процесса, будет немал. А вот как оно будет работать, если образование в школах целиком будет производиться по такой модели, я представить не могу. На апробацию нужно время, и только по результатам можно делать какие-то выводы. Причём под результатами я имею в виду не егэ и прочие квалификационные тесты, а и, скажем, степень не-фрустрированности детей школой, их социализацию и тд. В смысле социализации то, что предлагают финны, на первый взгляд очень хорошая штука, но вот как оно сыграет на практике...

Ну и в целом я опасаюсь всяких "поворотов все вдруг", когда некоторая инновационная (кстати, на самом деле не такая уж и инновационная, всё это в том или ином виде уже бывало в образовательных инициативах, даже если брать только ХХ столетие) - так вот, когда некоторая система провозглашается дичайше передовой и всех призывают или принуждают переходить на неё. Я вообще опасаюсь некритичности. И давления.

В заключение: полагаю, что в нашей стране такой подход вряд ли принесёт позитивные плоды, даже если его будут внедрять. Потому что у нас в стране по объективным и субъективным причинам оverestimated ценность высшего образования, потому что у нас молятся на соревновательность и на конкретные успехи в виде всяких цифирек и результатов тестов, потому что у нас вообще очень снобская страна с высоким индексом социального расслоения и нетерпимостью к тем, кто не из твоей социальной (или менталитетной) страты. И это не пост-советское явление, это в первую очередь наследие именно советских времён.
Tags:
 
 
 
Соняnimeo on March 24th, 2015 08:10 am (UTC)
По-моему, хорошая идея.
Соняnimeo on March 24th, 2015 08:10 am (UTC)
Ну, в смысле, что-то целенаправленное-игровое.
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 06:28 pm (UTC) (Expand)
queenrabbitqueenrabbit on March 24th, 2015 08:20 am (UTC)
А ты сама-то на этот счет что думаешь? Или секрет?
∞o_huallachain on March 24th, 2015 08:46 am (UTC)
Нет, конечно. Просто вот прям щас нет времени писать. Непременно напишу, но попозже :)

В коммент не влезло, написала апдейтом к посту.


Edited at 2015-03-24 06:26 pm (UTC)
(no subject) - queenrabbit on March 24th, 2015 09:08 pm (UTC) (Expand)
nicoljausnicoljaus on March 24th, 2015 08:38 am (UTC)
А где там на сайте комментарии к статье?
∞o_huallachain on March 24th, 2015 08:47 am (UTC)
Вниз прокрутить и будут.
(no subject) - nicoljaus on March 24th, 2015 08:49 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 07:13 pm (UTC) (Expand)
Biseybisey on March 24th, 2015 09:01 am (UTC)
Что-то сомнительно это выглядит. Как бы не получилось, что вместо образования у человека в голове будут какие-то случайные несвязанные куски знаний по разным вопросам, а системы не окажется.
∞o_huallachain on March 24th, 2015 06:35 pm (UTC)
Как будто у получивших школьное образование по классической модели в головах прям есть Система, дооо.
(no subject) - bisey on March 24th, 2015 06:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 07:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on March 24th, 2015 06:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 07:09 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on March 24th, 2015 07:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on March 24th, 2015 08:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 08:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on March 24th, 2015 08:20 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 08:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on March 24th, 2015 08:28 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 08:32 pm (UTC) (Expand)
Петрович: архивариусpartisan_p on March 24th, 2015 09:27 am (UTC)
всегда поражался - откуда эта мягко говоря странная идея взялась что ребёнок в 12-13 лет может спланировать свою жизнь и знать что ему понадобится в будущем? Я вот в 9 классе ещё не определился. А многие и в 11м подавали заявления в вуз по принципу чтобы меньше конкурс был, а потом -как кривая вывезет.
По крайней мере 3\4 моих одноклассников просто не поняли бы вопроса какой раздел физики им нужен в жизни - они толком не знали кем будут после института работать
∞o_huallachain on March 24th, 2015 06:31 pm (UTC)
У них нет идеи, что ребёнок (1) планирует свою жизнь один раз и до конца своих дней и (2) непременно идёт получать высшее образование. У них (да и не только у них, у нас это тоже уже в ходу, хотя в меньшей степени) принята идея, что за свою жизнь ты можешь переменить несколько профессий, попробовать себя в разных сферах, и, следовательно, получить несколько разных образований, если это будет нужно.
(no subject) - partisan_p on March 24th, 2015 06:40 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 06:46 pm (UTC) (Expand)
the_toad: dnyarrythe_toad on March 24th, 2015 10:02 am (UTC)
Ничо не понял. В старших классах получать знания о математике в кафетерии?
GerDadrelian_gerd on March 24th, 2015 05:11 pm (UTC)
Кофе стоит семь, вы мне десять, я вам сдачу три. Математика!
(no subject) - the_toad on March 24th, 2015 06:52 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 06:34 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on March 24th, 2015 06:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 07:12 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on March 24th, 2015 07:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 07:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on March 24th, 2015 07:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 07:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on March 24th, 2015 08:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 08:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on March 25th, 2015 12:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 25th, 2015 12:28 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ermenegilda on March 24th, 2015 07:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 24th, 2015 07:10 pm (UTC) (Expand)
nata_raccoonnata_racoon on March 24th, 2015 07:59 pm (UTC)
По-моему, в сферическом идеале в вакууме образование должно равно развивать абстрактное и практическое мышление. Потому что без абстрактного тоже никуда. Фигня в том, что существующая у нас система ни тому, ни другому толком не способствует. И если набор необходимых для жизни и поступления знаний правда можно вложить в головы быстрее и эффективнее, то оставшееся время можно было бы использовать для развития мышления, ибо тут простор бесконечен. Но это ан масс никому не надо.
∞o_huallachain on March 24th, 2015 08:12 pm (UTC)
Вот процитирую умный комментарий френды из предыдущего поста про образование:

"Нужна на мой взгляд:

1) Способность совершать регулярные усилия. Натренированная на чём угодно - на математике, на языке, на естественных науках, на спорте, на искусствах, но хорошо бы прежде всего в той области, которая самому ребёнку интересна, которая в данной среде представляется уважаемой, для которой есть хорошие учителя, и где можно постоянно видеть хотя бы небольшие результаты своего продвижения.

2)Умение выстраивать пусть общую и неполную, но связную и дополняемую картину того материала, с которым ты работаешь. Для истории, видимо, для начала нужно хорошее усвоение хронологии, причём параллельной, для разных стран. Для биологии... вот не знаю, но, видимо, в качестве важного составного элемента - общее представление о разнообразии живого и знания о конкретных его представителя (вот как для изучения языка для начала необходим хотя бы минимальный словарный запас).

В этом плане стремление многих хороших школ впихнуть в ученика гораздо больше материала до усвоения основ мне представляется не слишком позитивным. И вообще хорошие кружки, самообразование и способность заниматься в свободное время чем-то интересным могут быть едва ли не важнее. Нынешний же тренд "пропустишь - не догонишь" вообще ужасен, поскольку растущий человек - не машина, и периоды шлангизма (порой в чём-то даже полезные) могут быть у всякого.

Причём в размерах обозначенного минимума - это, видимо, вещи необходимые для всех детей, включая не слишком сильных. Поскольку сказываются потом на освоении почти любых трудовых навыков."
(no subject) - nata_racoon on March 25th, 2015 03:52 am (UTC) (Expand)
κάτι τρέχει στα γύφτικαcynical_sceptic on March 24th, 2015 10:55 pm (UTC)
У нас в старших классах зачаток такой системы. Тут есть деление на "мегамот" - "потоки" или "тренды". Например, когда я учился, с десятого (по двенадцатый) начиналось деление. У нас в школе можно было выбирать следующие направления: научное (я туда пошел), компьютерное, гуманитарное, бизнес-и-маркетинг, экономика, электроника и роботика. Для всех были разные критерии поступления (в виде оценок), и все учили, кроме обязательных, разные предметы. Все учили, скажем, математику, но мы учили ее на 5 условных единиц (высший уровень), а гуманитарный поток - на три условных единицы (низший возможный уровень). А литературу наоборот, мы низший возможный, а они - высший. Мы физику с химией учили, компьютерщики - вижуал бэйсик, а электронщики - антенны там свои. А гуманитарии - вступление в лингвистику.

В других школах есть и другие потоки - я слышал о спортивном, языковом, даже балетном.
κάτι τρέχει στα γύφτικαcynical_sceptic on March 24th, 2015 11:00 pm (UTC)
Это, кстати, создавало и определенные проблемы, например раннюю половую дифференциацию. Например, в нашем "научном" потоке на 45 человек было 13 девочек, а на "гуманитарном" на 35 человек - 33 девочки. Но мы были дверь-в-дверь, так что справлялись.
(no subject) - the_toad on March 25th, 2015 12:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 25th, 2015 12:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on March 25th, 2015 05:36 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on March 26th, 2015 08:53 am (UTC) (Expand)
Грешник37greshnik on April 2nd, 2015 05:56 pm (UTC)
Оффтоп
Читай последний роман С. Кинга.
Роман-то последний, а сорт - первый.
∞o_huallachain on April 2nd, 2015 06:46 pm (UTC)
Re: Оффтоп
Это который?
Re: Оффтоп - 37greshnik on April 2nd, 2015 07:38 pm (UTC) (Expand)
Re: Оффтоп - o_huallachain on April 2nd, 2015 07:54 pm (UTC) (Expand)
Re: Оффтоп - 37greshnik on April 4th, 2015 07:36 am (UTC) (Expand)
Грешник37greshnik on April 3rd, 2015 07:29 pm (UTC)
Читаю твой твиттер.
"Также как они уже заебали этими воплями о вреде клипового сознания и о пользе понятийного. Методологи сгорят в собственном методологоаду."
Расскажи про щедровицкое сектантство. Я часто сталкивался, но никогда не вникал, а от чтения самого Гуру я отлыниваю.
В чём суть их учения?
∞o_huallachain on April 3rd, 2015 11:30 pm (UTC)
Расскажу.

Пожалуйста, ничего из моего твиттера не выноси. Он не просто так закрытый.
(no subject) - 37greshnik on April 4th, 2015 07:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 5th, 2015 02:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 5th, 2015 08:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 10th, 2015 06:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 11th, 2015 07:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 12th, 2015 09:31 am (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 12th, 2015 08:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 12th, 2015 08:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 12th, 2015 08:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 12th, 2015 08:56 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on April 13th, 2015 07:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 13th, 2015 09:11 am (UTC) (Expand)
(no subject) - adrelian_gerd on April 14th, 2015 08:01 am (UTC) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) on May 22nd, 2015 05:37 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 22nd, 2015 06:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) on May 30th, 2015 06:39 pm (UTC) (Expand)