?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 September 2006 @ 09:03 pm
Двадцать лет - немаленький срок  
Больше двадцати лет я преподаю. С перерывами, в разных местах, но - более двадцати лет.

Началось всё с частных уроков, когда училась в МГУ. Всегда хотелось финансовой независимости, да и азарту хватало, и когда научная руководительница меня порекомендовала вести русский как иностранный каким-то отпрыскам слушателей Академии Генштаба, согласилась и два года благополучно их обучала. Потом - французский на курсах при ВИНИТИ, английский то на курсах, то в частной школе, репетиторство - английский, французский, русский. Много чего ещё. Наконец, ДГ, тринадцать с лишним лет назад.

В ДГ поначалу было страшнее всего. Именно потому, что мне там сразу очень понравилось. И ещё потому, что даже в частной школе дети, что греха таить, слушали получше и были повменяемее. О мои первые ДГшные дети, Вовочка Митюнин, который мог сказать "Эй, вы, я забыл, как вас зовут, но это неважно - а чего вы прошлый раз одно говорили про Present Perfect, сейчас другое, а в Бонке написано третье?" Или Ультразвук, который входил на урок через примерно эдак полчаса после начала и начинал греметь кассетами и в голос переговариваться с Вовочкой Морозовым? Или когда вся группа списала друг у друга д/з, а я дома по накапливанию ошибок восстановила последовательность списывания? Или как дети приходили в ошейниках и браслетах из лезвий "Нева" и включали на уроке плейеры, а я отбирала и плейеры, и бритвенные ошейники (надо было ловко отобрать, в этом и была доблесть - не отнимать, а грациозно увести) и складывала из отобранного холмик на столе, а детям поясняла, что это мои трофеи? А как дети украсили весь класс цветочками и кудряшками из прикупленной кассеты Sony, оказавшейся палёной Sonny? Как они потребовали, чтобы я их отпустила попрыгать под первым весенним дождём? Как Семён Филимонов приходил на урок с деревянным мечом? Какие были времена...

Вечно то не хватало времени урока, чтобы проделать намеченное, то - наоборот - оставалось лишнее. Чтобы справиться с этим, я расписывала каждый урок по пятнадцатиминутным блокам. Сколько шло времени на подготовку - страшно и припомнить: сидела часами, сшивая в единый урок куски из разных учебников. В школе из таковых присутствовали пять экзмепляров Бонка (как-то мы на уроке весело разыгрывали в лицах текст "An Episode from the Life Of A Russian Revolutionary") и много-много скучнейшего Эккерсли, начинавшегося с предложений типа This egg is bad, вызывавшего неудержимый смех у детей. Так что и упражнения, и тексты приходилось подбирать самой. Ночами. Потому что ночью тихо и никто не мешает. Вспоминала приёмы и кунштюки других преподавателей, учивших меня. Писала дублирующие карточки на опорную грамматику и лексику, выдумывала какие-то ролевые игры, распечатывала на скрипучем девятипиновом "Эпсоне" задания на завтра.

Короче, отсутствие умения возмещалось азартом и подготовкой.

Постепенно стало получаться. Но за это умение я расплатилась. Значительной утратой интереса к детям как к людям, как к личностям, а не как к обучаемым единицам с их особенностями, под которые надо подстраиваться и/или подстраивать их под себя. И дело не только в том, что разрыв в возрасте и опыте между нами и детьми всё больше и больше - мы стареем, а дети по-прежнему старшеклассники, хотя каждый новый класс отличается от предыдущих (в чём и состоит основная притягательность такой работы - на ней не закостенеешь, всё постоянно меняется и обновляется). Не только во взаимной потере интереса. С умением незаметно пришла рутина. Стало неизмеримо проще. И предсказуемее.

Когда-то, тоже в МГУ, я подрабатывала гидом-переводчиком в "Спутнике". Помню, как, отправив домой свою первую группу, в красках и взахлёб расписывала приятельницам, до чего здорово всё было, какие замечательные люди мне попались, как я быстро выучила их всех по именам, что мы потрясающе съездили по Золотому Кольцу, про то, как я выкручивалась, если не знала по-французски слово "ризположение", и как нам не хотелось расставаться в Шереметьеве, когда они улетали, а я оставалась, и что вопреки всем запретам мы обменялись адресами и обязательно будем переписываться. А однокурсница, работавшая в "Спутнике" уже второй сезон, слушала-слушала мои восторги, а потом сказала:

- Да, с первой группой всегда так. Хорошие, интересные, все разные. А потом они сливаются, становятся все на одно лицо, одну от другой не отличишь. И тогда понимаешь, что хорошая группа - это та, в которой не отстают от экскурсовода, не водят в номера блядей, не напиваются так, что гиду приходится принимать меры, и вовремя выходят к завтраку.

Примерно так. :-(
 
 
 
Пуговкаbuttonly on September 21st, 2006 05:53 pm (UTC)
Депрессивно как-то. Эй, ты чего?
Выгляни в окошко, дам тебе горошка...

Нинк, я НАКОНЕЦ-ТО ПОЛУЧИЛА КНИЖКИ!!!! Сегодня.
Уф.:)
∞o_huallachain on September 21st, 2006 06:16 pm (UTC)
Не депрессивно ничуть.
Просто теперь мне интересен сам урок - как его лучше спланировать и провести, как лучше расположить материал и прочее. Это не менее интересная задача, просто другая. Я и писала это всё в надежде на какие-нить слова от коллег, хочется обсудить, кто и как это видит и чувствует.

Это какие книжки? Те, что я тебе в зеленеющем мае посылала? С Алли?
(no subject) - buttonly on September 21st, 2006 06:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 06:33 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - buttonly on September 21st, 2006 06:40 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 06:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - buttonly on September 21st, 2006 07:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - buttonly on September 21st, 2006 06:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 06:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - sokol_888 on September 21st, 2006 06:36 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 07:06 pm (UTC) (Expand)
Алексей Курохтин: lvswaxtep on September 21st, 2006 06:24 pm (UTC)
Тут я хочу сказать, что пост по-моему классный ! :-) Ну там, будит чо-то такое в супер-эге, или не знаю как сказать, "есть смутные ощущения". Я детишек учил куда меньше (физике), и, в общем-то, сейчас уже можно признать что откровенно не справлялся, но всетки это в чем-то офигительно. Из таких ярких впечатлений, один раз я вышвырнул мальчика из класса, а один раз сказал детям "быстро замолчите" куда как грубее, не сравнить конечно, но помню. Ну и вообще ! Аффтар пешы есчо :-))
∞o_huallachain on September 21st, 2006 06:32 pm (UTC)
Гы, рассказать про мою пед, извини за выражанс, практику? Я ни сном ни духом тогда, что по собственному желанию через много лет приду работать в школу и буду считать свою работу самой интересной и самой лучшей. На нашем feelfucke пойти в школу считалось лузерством.

У меня был 5й класс. Когда однажды учитель меня на пол-урока оставил с ними наедине, он повскакали с мест и стали носиться по классу, а две отличницы всё тянули руки и хотели отвечать. Я схватила наиболее шумного ребёнка, который вытащил из шкафа швабру и колотил ею по партам, и выкинула в коридор. А он там стал кругами рассекать с воплями, на оперативном-то просторе. Я кинулась его отлавливать, тем временем дети в классе загородили дверь партами...)))))

А ещё они написали про скряца. ))))))
(no subject) - waxtep on September 21st, 2006 06:40 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 06:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - waxtep on September 21st, 2006 07:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 07:09 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - waxtep on September 21st, 2006 07:20 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kot_scout on September 21st, 2006 06:40 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 06:50 pm (UTC) (Expand)
Петровичpartisan_p on September 21st, 2006 06:54 pm (UTC)
Эккерсли скучнейший? Да я от него тащился просто. Точнее не от самого учебника а от справок в нём (английская денежная система, метрическая система, политическая, образовательная). Единственный учебник который я читал вне школы ))))
И истории там иногда занятные попадались.
∞o_huallachain on September 21st, 2006 07:02 pm (UTC)
Одно дело - инфа про денежную систему, другое - по нему преподавать. По моему мнению, по скучности сравним с учебником Скультэ. Тем паче что про денежную систему далеко не всем интересно.
СОЛНЦА*solnca13 on September 21st, 2006 07:16 pm (UTC)
Я вот именно поэтому никак не хочу классного руководства вновь.
∞o_huallachain on September 21st, 2006 07:21 pm (UTC)
Про классное руководство я вообще молчу. Это дело (а) молодых (б) одиноких (в) одноразовое, по сути. Но тебе же вроде бы очередное навесили вместе с Борзенко?

Я уже точно никогда больше не возьму. Ни как главная, ни в паре с кем-то. Стара и не хочу.

А с уроками у тебя было что-то аналогичное моему? Или тебе дети по-прежнему и на уроке интеерсны как личности, а не как, скажем так, реципиенты знаний?
(no subject) - solnca13 on September 21st, 2006 08:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 08:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - solnca13 on September 21st, 2006 08:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 21st, 2006 08:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - solnca13 on September 21st, 2006 08:47 pm (UTC) (Expand)
Шушаshusha_az on September 22nd, 2006 06:31 am (UTC)
Взгляд ученика
Ну надо же... Как оно...
Я очень хочу что-нибудь кому-нибудь преподавать, такая сумасшедшая мечта у меня чуть ли не с пятого класса. Поэтому с жадностью ловлю любые мысли любых учителей, надеясь, что как-то мне это в будущем поможет. Наверно, никак не поможет. Это и здорово, и страшно - что у каждого совершенно по-своему...

И ещё. Спасибо за уроки!
∞o_huallachain on September 22nd, 2006 08:28 am (UTC)
Re: Взгляд ученика
Не обязательно не поможет. Мне вот опыт тех, кто меня учил, очень помог. Я их не забываю, никого, ни тех, кто всемирно известен, как зализняк, ни тех, кого, вероятно, помнят только их ученики. Давно собираюсь написать про человека, благодаря которому заинтересовалась лингвистикой - Бориса Степановича Святошенко, он у нас на подготовительных курсах читал русский.

Преподавание - это самая замечательная работа. Я не сразу это поняла, может, и к лучшему: успела попробовать себя в других работах, оттого теперешнюю и ценю так высоко.

Тебе спасибо. За то, что училась. Как и многим, многим тем, кто у меня учился. Когда есть те, кто слушает и слышит, мне легче петь...))))
Re: Взгляд ученика - shusha_az on September 22nd, 2006 09:41 am (UTC) (Expand)
Re: Взгляд ученика - o_huallachain on September 25th, 2006 05:50 pm (UTC) (Expand)
Re: Взгляд ученика - shusha_az on September 25th, 2006 05:59 pm (UTC) (Expand)
Re: Взгляд ученика - o_huallachain on September 25th, 2006 06:03 pm (UTC) (Expand)
Re: Взгляд ученика - shusha_az on September 26th, 2006 05:00 pm (UTC) (Expand)
Некто Л.Л.lazarus_long007 on September 24th, 2006 07:26 pm (UTC)
Тяжело. Выворачиваться для них наизнанку, а они тебе - жопу кажут.
После этого как-то трудно находить интерес к ним, как к личностям :-(
∞o_huallachain on September 24th, 2006 07:32 pm (UTC)
У нас в школе не кажут, хорошие дети у нас, и я очень-очень люблю свою работу. И мне не стало менее интересно преподавать за все эти годы. Но вот вектор сместился, да. С личностей на собственно уроки. О чём и пишу.

А у тебя что, совсем тяжело в школе?
(no subject) - lazarus_long007 on September 24th, 2006 07:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on September 25th, 2006 05:41 pm (UTC) (Expand)
Johann Gambolputtyolelis on September 28th, 2006 06:11 pm (UTC)
Ох, Нина Ивановна. Знаешь, странно. Прочитала я пост, прочитала комментарии.. Много всего хочется сказать. Например, о тебе, как о преподавателе. Я на твои уроки ходила действительно с удовольствием. Я чувствовала в тебе человека, не "препода", не "училку", а человека. Чем-то ты меня сразу так захватила.. Я помню наш с тобой первый урок. Тогда мы сдвинули парты, сделали чаю и стали общаться. Каждый что-то о себе рассказывал. Ты тогда говорила - "познакомимся". Потом, я действительно старалась делать домашние задания, вести нормальный конспект, что-то учить.. Мне было очень обидно, когда нас вел кто-то кроме тебя - Мамка, Лидочка (они прекрасны, но все же). У тебя в уроках всегда было что-то индивидуальное, что-то захватывающее - и в манере изложения, и в методах проверки, и в способах оценки.. Ни разу не возникало обычного противостояния: "ученик vs учитель". И знаешь - спасибо тебе за это. Ты очень многое нам давала (помимо английского), возможно сама этого не осознавая.
∞o_huallachain on September 28th, 2006 07:57 pm (UTC)
Оль, для меня очень важно, чтоб у меня не сидели равнодушно. Лучше уж пусть на меня обижаются и злятся на Злую Вилку, чем сидеть-зевать. Хотя, конечно, когда интересно - это сразу чувствуется, и это и есть, ради чего преподаю. Уж как этого достичь - по-разному, наверное. Тогда - так, сейчас - иначе. Мне не стало скучнее преподавать, просто сместился вектор. Но мне жаль, что возникло это чужество между мной и детьми, что они уже не так интересны мне, а я - им. :-( И очень боюсь, что рано или поздно настанет это чёртово противостояние. Я не хочу. Стараюсь, чтобы этого не было. Но не знаю, что получится.

Познакомиться... Знаешь, в этом году первый раз, что я не беру новеньких, за все 13 с половиной лет преподавания. У меня 3 старших класса, поэтому не было у меня с новыми детьми никакого чая и знакомства. А я правда придавала ему значение, на следующий год, когда буду брать следующий новый класс, обязательно буду знакомиться, и начну с себя - помнишь, я вам рассказывала, в какие компьютерные игры играла, какую музыку слушаю, и про своих кошаков? А вы - про себя.

Что ты старалась и учила - это было отлично видно. Я вообще-то вас очень любила и люблю, не всех, сама-знаешь-кого-мы-не любим, но вообще вы замечательные. Были и есть. Помнишь, как мы в фанты на выездной играли? Как Анька Десницкая переводила "Кошку под дождём" Хемингуэя - дождь стучал по карнизу, вы сидели настолько тихо, что слышно было, как вы дышите, и звучал ломкий Анькин голосок, а я, честно сказать, чуть не плакала, как она здорово переводит и, главное, как она здорово понимает. И все вы всё понимаете.

Приезжайте ко мне в гости с Маришей Власовой. Или поврозь приезжайте. Мне вот даже в аське приятно видеть, что ты есть, что горит у тебя зелёный огонёк...

И - оффтоп - ты на "Башню Рован" в "Радужный Дракон" пошла бы 30-го, в субботу, день ненастный? Я вот раздумываю. ;-)

И главный не отффтоп, а просто-таки топовый топ: ты ко мне английским заниматься сможешь ходить или с ренедом это несовместимо?
Johann Gambolputtyolelis on September 29th, 2006 09:16 am (UTC)
Нет, ты на самом деле молодец. Очень все гармонично и не зря получилось. А про фанты на выездной помню, конечно, как же не помнить, как ты героически изображала "луноход пи-пи 1". :) И переводы помню. И как мы все вместе смеялись, когда ты предложила заменить фамилии на английские эквиваленты, и получились Ольга Грей, Алена Хаарт и Марина Хейри :) Как же всего этого не помнить?)

А про "изменение вектора" - может, оттого это, что в эту работу ты отдавала слишком много себя самой? Сложно долго во что-то вкладываться вот так.

В гости - с удовольствием. И Маришке скажу - она обрадуется.

На "Башню" не смогу - у нас гусятник по Карпатам.

Про главный топ: заниматься смогу. Тоже с удовольствием. будешь в аське и свободна - обсудим)
∞o_huallachain on September 29th, 2006 09:57 am (UTC)
===А про "изменение вектора" - может, оттого это, что в эту работу ты отдавала слишком много себя самой? Сложно долго во что-то вкладываться вот так.===

Да, именно так. Этого, что я вкладывала, наверное, уже почти не осталось, вот оно и перестало вкладываться. Я его не экономила и не пыталась дозировать. Один мой друг, она тоже преподаёт, прочитала это вот моё и сказала что-то вроде "дети для меня пугающе уникальны, и как их учить, я решаю нутром, как слепой зверь". Вот и я так вас учила. А потом разучилась. Говорят, есть такая фишка - профессиональное выгорание, не знаю, термин это или журнализм, но звучит жутковато и верно. :-( Горело ярко и сгорело.
Re: Reply to your comment... - olelis on September 29th, 2006 10:24 am (UTC) (Expand)
Re: Reply to your comment... - o_huallachain on September 29th, 2006 11:25 am (UTC) (Expand)
Re[2]: Reply to your comment... - olelis on September 29th, 2006 12:27 pm (UTC) (Expand)
Re: Re[2]: Reply to your comment... - o_huallachain on September 29th, 2006 02:03 pm (UTC) (Expand)
Re[4]: Reply to your comment... - olelis on September 29th, 2006 02:24 pm (UTC) (Expand)
Re: Re[4]: Reply to your comment... - o_huallachain on September 29th, 2006 02:45 pm (UTC) (Expand)
Re[6]: Reply to your comment... - olelis on September 29th, 2006 03:24 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
Re[8]: Reply to your comment... - olelis on September 29th, 2006 06:04 pm (UTC) (Expand)
Re: Re[8]: Reply to your comment... - o_huallachain on September 29th, 2006 06:37 pm (UTC) (Expand)
How u doing - olelis on January 12th, 2007 05:53 pm (UTC) (Expand)
Re: How u doing - o_huallachain on January 12th, 2007 06:11 pm (UTC) (Expand)