?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 January 2007 @ 06:55 pm
Заказное  
Мне тут задали тему для поста. "Учить или воспитывать", как-то так.

Я примерно понимаю, что предполагается при раскрытии темы сисек. Должен ли учитель воспитывать или это прерогатива семьи-ячейки общества. Но не понимаю я другого: почему этот вопрос вообще возникает.

На мой взгляд, при практически любом обучении происходит и воспитание, это неразделимо. Причём не только потому, что учитель/преподаватель/инструктор/тренер являет собой пример для подражания или пример "так я точно делать не буду". Даже там, где личностный контакт вроде бы минимален - при чтении учебника, например - есть что-то "поверх" собственно обучения. Воспитывает выбор текста задачки: она про комсомольскую бригаду, собирающую свёклу с опережением пятилетнего плана, или про купца, получившего доход с продаж партии свёклы. Воспитывает выбор концепций и то, каким образом, с какой аргументацией опровергаются концепции, которые автор не разделяет. Воспитывает выбор текстов в учебниках родного и иностранных языков. Обучение "телесным" вещам - борьбе, вождению машины - тем более личностно. Так что если учат, то и воспитывают. Может, разве что мануалы по использованию сканера или СВЧ-печки лишены воспитательной компоненты. Да и то...

Воспитание не обязательно происходит "в лоб", типа "Здрассьте, я родом из Бобруйска, гуру, а по-вашему - учитель, я вам стану передавать свой духовный морально-нравственный опыт я вам расскажу о смысле жизни". Но от этого воспитательная часть обучения не становится менее важна. И при воспитании обучение тоже происходит, столь же неразрывно. Так что это два проявления одного процесса.

Вдогонку.
Я преподаю больше двадцати лет, если считать частное репетиторство, которым занимаюсь с третьего курса. До сих пор не считаю себя учителем и несколько фигею, когда меня спрашивают о чём-то таком, что связано с этой профессией. Пора, наверное, привыкнуть, но что-то никак не получается. Слово "учитель" слишком высокопарное, не говоря уж о слове "учительница", которое просто противное. А слово "педагог" слишком малоприличное. И, увы, всё это я - противна, малоприлична и высокопарна. Судьба...
 
 
Current Mood: в минуты душевной невзгоды
 
 
 
∞o_huallachain on January 21st, 2007 05:05 pm (UTC)
Да, обеим, конечно. Не всегда это позитив. В своё время у нас в лицее была "клятва Донского преподавателя", и там были слова вроде "порывая с традициями скучного преподавания..." В принципе можно переконвертировать негатив в позитив, не делать так, как оказалось плохо, например. Но это не всегда удаётся. Иногда остаётся такой осадок, который не выплеснешь в раковину запросто.
orc_dmitriy on January 21st, 2007 05:14 pm (UTC)
Странный день какой-то, все соглашуюсь да соглашаюсь:) Не в моем характере такое:)

И это ведь тоже естественно. Общение оно вещь такая, не_позитивная. Тем паче, когда такое отношения осуществляются все-таки "по принуждению", когда свобода выбора ограничена.
∞o_huallachain on January 21st, 2007 05:23 pm (UTC)
Странный, да, я вот всем жалуюсь...
У меня после последней частной ученицы, той, про кого я писала, ощущение, как в детстве после падения на лыжах сильного: что больше никогда. Кстати, на лыжах с тех пор только по плоскости, боюсь малейших гор.
Такой вот откат или как это там называется. При том, что из той истории я вышла, считаю, максимально позитивно. Но неприятных чувств это всё доставило столько, что боюсь теперь и не хочу.
orc_dmitriy on January 21st, 2007 05:29 pm (UTC)
Жаловаться - это уметь надо еще, да. Я вот плоховато. И пока со всеми своими заскоками скорехонько не разберусь, в той же аскье не покажусь:)

Ну, Нин, все-таки частные уроки, там выбирать попроще. А вот когда ведешь класс, куда труднее избавиться от какого-либо неприятного ученика. Равно как и ему не так легко уйти в другой класс-школу etc. Я больше именно школу имел в виду, говоря про общение "по принуждению".
∞o_huallachain on January 21st, 2007 05:42 pm (UTC)
Вот тут я с тобой не соглашусь.
Мне куда легче работать с группами. Потому что там возникают более двусторонние отношения. Дети всякие бывают, и, несомненно, если мне сейчас дать по-настоящему трудных детей, не факт, что я с ними справлюсь и полажу. И точно уж если это и произойдёт, то очень и очень нескоро.

Но в репетиторстве есть один фактор, очень существенных. Это работа за деньги, и ощущение собственной продажности очень мешает. В классе, в группе я не боюсь не понравиться, и именно поэтому мне легче и отношения естественнее. И поэтому при репетиторстве практически не возникает двусторонних отношений. У меня было много частных учеников, со всеми ними связи рвались сразу, как заканчивались уроки. Со школой не так - сам видишь :)

Кстати, выбирать это мешает тоже. Я же не из удовольствия даю эти уроки, это просто способ заработать, и мне он не особо нравится. Кто есть, кто тебе позвонил и сказал, что его надо учить - тех и учи, да ещё и подлаживайся, чтоб ученику было комфортно и тэдэ. Если мне сейчас повысили бы з/пл существенно, я бы от него отказалась навсегда и не жалела бы никогда.
orc_dmitriy on January 21st, 2007 05:44 pm (UTC)
Наверное, ты права. Ты же в теме, не я. Спасибо еще раз, за беседу. А я пойду, почитаю перед сном, да на боковую.