?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 January 2007 @ 06:55 pm
Заказное  
Мне тут задали тему для поста. "Учить или воспитывать", как-то так.

Я примерно понимаю, что предполагается при раскрытии темы сисек. Должен ли учитель воспитывать или это прерогатива семьи-ячейки общества. Но не понимаю я другого: почему этот вопрос вообще возникает.

На мой взгляд, при практически любом обучении происходит и воспитание, это неразделимо. Причём не только потому, что учитель/преподаватель/инструктор/тренер являет собой пример для подражания или пример "так я точно делать не буду". Даже там, где личностный контакт вроде бы минимален - при чтении учебника, например - есть что-то "поверх" собственно обучения. Воспитывает выбор текста задачки: она про комсомольскую бригаду, собирающую свёклу с опережением пятилетнего плана, или про купца, получившего доход с продаж партии свёклы. Воспитывает выбор концепций и то, каким образом, с какой аргументацией опровергаются концепции, которые автор не разделяет. Воспитывает выбор текстов в учебниках родного и иностранных языков. Обучение "телесным" вещам - борьбе, вождению машины - тем более личностно. Так что если учат, то и воспитывают. Может, разве что мануалы по использованию сканера или СВЧ-печки лишены воспитательной компоненты. Да и то...

Воспитание не обязательно происходит "в лоб", типа "Здрассьте, я родом из Бобруйска, гуру, а по-вашему - учитель, я вам стану передавать свой духовный морально-нравственный опыт я вам расскажу о смысле жизни". Но от этого воспитательная часть обучения не становится менее важна. И при воспитании обучение тоже происходит, столь же неразрывно. Так что это два проявления одного процесса.

Вдогонку.
Я преподаю больше двадцати лет, если считать частное репетиторство, которым занимаюсь с третьего курса. До сих пор не считаю себя учителем и несколько фигею, когда меня спрашивают о чём-то таком, что связано с этой профессией. Пора, наверное, привыкнуть, но что-то никак не получается. Слово "учитель" слишком высокопарное, не говоря уж о слове "учительница", которое просто противное. А слово "педагог" слишком малоприличное. И, увы, всё это я - противна, малоприлична и высокопарна. Судьба...
 
 
Current Mood: в минуты душевной невзгоды
 
 
 
tia Ramonatia_ramona on January 22nd, 2007 07:26 am (UTC)
Тут, по-моему, четкую границу провести невозможно. Учителя, которые остаются в памяти - они обязательно и воспитывали, хотя, может быть, и не ставили такой цели. Само получалось. А вот "Учительница Первая Моя", к которой я своих детенышей не подпустила бы на километр - она воспитывала, ох, как воспитывала! Ставила провинившегося у доски и смешивала с грязью перед лицом еще сорока человек. Я уже больше тридцати лет не могу до конца изжить комплексы, приобретенные в начальной школе. Лучше бы она это свое воспитание родителям оставила...
∞o_huallachain on January 22nd, 2007 08:43 am (UTC)
Так о том и речь. Воспитывает и негативный опыт, воспитываются не обязательно только хорошие качества. Но факт, что при обучении не может идти речь о передаче только знаний. Хорошо ли это, плохо ли.
Воспитание не обязательно позитивно, вот что я хочу сказать. Воспитание страха перед более сильными, воспитание стукачества, воспитание лживости или умения подлизываться - всё это тоже может происходить и происходит при обучении.

Не существует теста на профпригодность, учитывающего душевные, человеческие качества. Да если бы даже он и существовал и применялся - родители порой имеют другие взгляды на то, какая именно нравственная канва необходима их детям. Это же очень заметно, как воспитывали в семье: эгоизму или умению помогать и не проходить мимо чужих проблем, ответственности или умению эту ответственность перекладывать на других...