?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 July 2007 @ 09:46 pm
Как я была олигофреном  
Когда-то я была маленькой. Росла, росла, а когда подросла, меня отдали в школу.

Во французскую. Точнее, устроили, а не отдали. В те времена школы были закреплены за микрорайонами, а микрорайоны за школами, и устроить ребёнка в школу «не своего микрорайона» было непросто. Школа была далеко от дома, приходилось с полчаса ехать на автобусе, но зато она была спецшколой, и со второго класса был французский язык. Забегая вперёд, скажу, что из десяти лет, что я там проучилась, лет семь-восемь я эту школу ненавидела, и не в последнюю очередь за то, что приходилось вставать чёрт знает когда и тащиться на автобус, потом на автобусе, а потом от автобуса. А остальные годы просто не любила. Забегая вперёд подальше, добавлю, что в университете я наконец оценила, как же хорошо нас учили в школе - и не только французскому - а когда Чадо вошло в школьный возраст, я, походив по другим школам, отдала её в эту же самую школу – потому что школа по-прежнему учила качественно.

Отдали, значит, меня в школу, в первый класс. Всё как положено: школьная форма - коричневое платьице с чёрным фартуком и белыми манжетами, ранец за плечами, крючочки-палочки в прописях, рисование, труд, а также предмет, пышно именовавшийся «математика» - если сложить два яблока и три яблока, то будет пять, и чтение по букварю. Крючочки полагалось писать исключительно чернильной ручкой (шариковая портит почерк! – вещала директриса), и в тетрадках у меня царил первозданный хаос, а многострадальные белые манжеты и руки вечно были в чёрных пятнах. А иногда и не только руки, а и нос, например. Или шея.

А в букваре начинали даже не с мамы, которая мыла раму, и прочих бессмертных мантр. А с букв. И целый урок надо было водить пальцем по строчкам и читать буквы и слоги.

А я читаю с трёх лет. Помногу. И к первому классу уже была вполне текстозависима. Без книжки жизнь была мне не мила… И повторять слоги или даже мантру про маму мне было ой как скучно и тоскливо. Но в конце букваря обнаружились микрорассказики, и для развлечения скуки я читала их. Периодически учительница первая моя, Майя Игоревна, спрашивала меня на уроке – всё как положено. А я не следила, что именно сейчас читают: маму, мыла или раму. Дневник украшался замечанием «не следит на уроке», но иных репрессий не следовало. Пока в конце второй четверти не грянуло родительское собрание.

Мама вернулась с собрания в ярости. Она заперлась на кухне, утащив туда телефон, и стала кому-то названивать. Я подкралась к двери, чтоб узнать, что же случилось, и услышала следующее:

- И она мне говорит: я вам предлагаю забрать вашего ребенка из нашей школы! Потому что она необучаемая! Я, говорит, с ней целую четверть бьюсь, пытаюсь научить читать – она не может! Весь, весь класс уже по слогам читает, а она нет! И совершенно неуправляемая и недисциплинированная! На чтении всё картинки в букваре рассматривает! А спросишь – она глазами хлопает, смотрит исподлобья и отвечает: «Я не знаю, где надо читать!» Она учиться не хочет! И в прописях у неё грязь, и на рисовании отказалась рисовать акварелью и сказала, что рисует только простым карандашом! Вы, говорит, вообще подумайте о переводе девочки в вспомогательную школу, у неё налицо задержка умственного развития! Скорее всего, олигофрения в степени лёгкой дебильности! А в этой школе она точно учиться не сможет, какой там французский, если она и по-русски читать не может научиться! Я ей – да мой ребёнок с трёх лет читает, она уже и Джека Лондона прочитала, и Биссета, и О’Генри! А эта мне – да что вы, мамаша, мне сказки рассказываете, у вас у всех ваши дети самые лучшие, я что, не могу определить, читает ребёнок или нет? Она у вас и в Джеке Лондоне, небось, картинки рассматривает! Да не буду я её никуда переводить, мы и так её в эту школу еле пристроили! Завтра поеду в РОНО, там поговорю – что это за безобразие, за четыре месяца она не могла понять, умеет ребёнок читать или нет! Ладно, пока!

Мама хлопнула трубку на рычаги телефона и вышла из кухни. Я еле успела ретироваться на безопасное расстояние. Но это не особо помогло.

- Ты на уроке чтения что делаешь? - грозно вопросила она.
- Читаю.
- То, что спрашивают?
- Неа, - с неохотой призналась я. - Рассказы в конце букваря.
- А почему когда тебя спрашивают, ты не следишь?
- Потому что скучно. Я правда не могу сорок пять минут следить, что читают – ма-ма или ра-ма.
- Ага, тебе скучно, а Майя Игоревна убеждена, что ты и читать не умеешь! Теперь разбираться неизвестно как! Вечно всё у тебя не по-человечески! – и она снова ушла на кухню, а я к себе в комнату. К книжке.

Через неделю на уроке чтения нам, всему классу, устроили «контрольную проверку техники чтения», так это называлось. Раздали всем одинаковые книжки – что-то про партизан в Белоруссии – и по одному вызывали читать вслух, на время, и отвечать на вопросы. Перед комиссией. В комиссии сидели Майя Игоревна, другие учительницы из нашей школы, директриса и ещё какие-то две неизвестные тётеньки. Вызывали по алфавиту, вызвали и меня, я прочитала и ответила на вопросы, тётеньки что-то записали в большой разграфленный лист бумаги. После уроков, когда мама, как обычно, зашла за мной, чтоб отвезти меня домой, она отыскала в учительской Майю Игоревну и о чём-то долго говорила с ней в углу. Когда мы вышли из школы, я не выдержала.

- Мам! А что проверка? Это из-за меня она была?
- Да, из-за тебя. Я ходила к вашей директрисе, она сказала, что не видит оснований не доверять педагогу, тогда я пошла в РОНО, и там решили, что надо устроить проверку, но не тебе одной, а всему классу.
- И как я? Я нормально читала?
- Ты читала лучше всех в классе. С отрывом от всех ваших отличниц. Теперь, по крайней мере, доказано, что ты умеешь читать. Но на уроке надо следить, а не своими делами заниматься! И палочки ты пишешь криво, тут Майя Игоревна правильно ругается.

По чтению у меня всё равно всегда была «четвёрка». Майя Игоревна объясняла маме так: «Ваша девочка недостаточно хорошо отвечает на вопросы, и ей свойственна излишняя фантазия». Впрочем, я не переживала. Почему-то мне было почти наплевать на оценки в школе – разве что расстраивалась из-за маминых огорчений. Да и всё равно я училась весьма заурядно, школу не любила, и хвастаться – в смысле аттестата – мне особенно и нечем. Вот диплом – тот да, тем хоть быков пугать на корриде. Так в МГУ и учиться было интересно, не то что в школе…
 
 
 
tissetisse on July 21st, 2007 05:54 pm (UTC)
мда... бывает же!
∞o_huallachain on July 21st, 2007 05:58 pm (UTC)
Усё чистая, чистейшая правда :)

А ещё были замечания в дневнике, совердшенно леденящего характера:

"Бросала тетради с крыши школы, куда самовольно проникла во время уроков", "Ездила на мопеде вокруг школы, сорвав 6й урок", "Халатно относится к своим обязанностям пионерки" и венец - "Терроризировала учительницу пения"!

пеша, то есть учительница этого самого пения, литераторша и историчка - наши с Чадом общие училки. Когда я заходила в школу и их видела, то, хм, привычно ожидала нагоняя...

Влад! Ритка ходила фотографировать рушимые хрущобы! У неё такие хорошие снимки, что просто блин!
(no subject) - tisse on July 21st, 2007 06:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on July 21st, 2007 06:02 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - tisse on July 21st, 2007 06:04 pm (UTC) (Expand)
Makasmakas89 on July 21st, 2007 06:31 pm (UTC)
Я как раз в первом классе и научился читать. Причем это был невероятно трудный процесс, до сих пор с ужасом вспоминаю. Наверное, ничего тяжелее этого в моем обучении еще не было.
∞o_huallachain on July 21st, 2007 07:52 pm (UTC)
А я сама. Никто не учил, по крайней мере так запомнилось. Просто мне часто читали вслух, а я следила глазами.
Levkonoelevkonoe on July 21st, 2007 06:45 pm (UTC)
знакомая коллизия... и я Бальзака под партой...
∞o_huallachain on July 21st, 2007 07:52 pm (UTC)
Во-во. В последующих классах я тоже под партой...
tia Ramonatia_ramona on July 21st, 2007 06:47 pm (UTC)
Сестра-а-а-а!
Я тож с трех лет читаю, и по чтению у меня были пятерки. Я была ребенком трусоватым и, хотя и прочитала за несколько первых уроков весь букварь, "рамы" отслеживала. Зато по русскому при полной грамотности были сплошь "бананы" - палочки получались "непопиндикулярные"(с), буковы кривенькие-косенькие, а если в ДЗ от скукм я закрашивала хвостики у буквы "у" - это был кол и нагоняй перед всем классом. Брррррр. Я бы свою учительницу из началки к своим детям на пушечный выстрел не подпустила бы - большинством своих комплексов я обязана ей.

Зато моя Томятина на уроках чтения с наглой мордой читала под партой "Таню Гроттер", а учительница по чтению (у них с 1 класса были разные учителя!), рассказывала мне: "Я говорю: Тома, убери книжку! - уберет, потом снова достает потихоньку...". Но при этом у нее по чтению первые 4 года была стабильная пятерка - повезло с учительницей!
∞o_huallachain on July 21st, 2007 07:54 pm (UTC)
Re: Сестра-а-а-а!
Палочки у меня были на "2", а поскольку они назывались "русский", то и русский был на "2", пока не начались диктанты. тут уже стало опять-таки "4" - Майя свет Игоревна не любила меня и даже при полностью грамотно написанном диктанте придиралась к корявости почерка :)
Маш(а): ещё более шизовый котvigna on July 21st, 2007 07:10 pm (UTC)
О, с чтением - всё как у меня! С французской школой, кстати, тоже - школа №33 (ныне 1218), с углубленным изучением. Только вместа Джека Лондона был Жюль Верн. И точно такое же отношение учительницы. Дина Георгиевна, до сих пор помню - столько нервов на эти разборки истратила.
Маш(а): ещё более шизовый котvigna on July 21st, 2007 07:12 pm (UTC)
То есть, конечно, "вместо" (что-то на старости лет дислексия-то и началась).
(no subject) - o_huallachain on July 21st, 2007 07:55 pm (UTC) (Expand)
Алексей Дедушкин: Венa_dedushkin on July 21st, 2007 08:47 pm (UTC)
Хорошая иллюстрация ко всей системе нашего образования. Как, жалеючи, говорила нам учительница алгебры: "Жертвы Всеобуча"... И сейчас маразма не меньше: одна "скорость чтения" чего стоит...
∞o_huallachain on July 21st, 2007 10:18 pm (UTC)
Что характерно, когда в эту же школу ходила моя дочка, там стало гораздо менее казарменно и гораздо более гуманно. И это не мой возраст заставлял меня по-иному смотреть на вещи: факты. И меня это очень обрадовало. Потому что уровень обучения там всё же и в моё время был неплохой, но вот человечности не было ни черта. А сейчас получше...
(no subject) - a_dedushkin on July 22nd, 2007 06:57 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on July 22nd, 2007 09:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - a_dedushkin on July 22nd, 2007 11:59 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
∞o_huallachain on July 21st, 2007 10:19 pm (UTC)
Что-о-о? Ты застал промокашки? С такими резными краями? Я Ритке тут рассказывала про них, рассказывала!
(no subject) - tia_ramona on July 21st, 2007 10:34 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on July 21st, 2007 11:07 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on July 22nd, 2007 08:58 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on July 22nd, 2007 08:59 am (UTC) (Expand)
(no subject) - yelin on July 22nd, 2007 02:06 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on July 22nd, 2007 08:58 am (UTC) (Expand)
var_s on July 22nd, 2007 06:37 am (UTC)
И в моем дневнике за 1 класс замечание: "Поведение 2: читала худож. литературу на уроке литературы". Книжки и фильмы о прекрасных, добрых, чутких и т. п. первых учительницах воспринимаю, как сказки.
∞o_huallachain on July 22nd, 2007 08:56 am (UTC)
Дочкина училка была ничего, но не "прекрасная-добрая-чуткая" и тэдэ. Но она была ровна и профессиональна, и это было здорово.

А свою школу мы во многом организовывали, так сказать, вопреки. Чтоб не было так, как в тех школах, где когда-то мы (м)учились. Естественно, не всё сложилось так, как планировалось, школа как формат предполагает некоторые вещи, которые неизбежны, но всё же я считаю, что нам многого, шкрабиловского, удалось избежать. Хотя и не всего.
tia Ramona: мореtia_ramona on July 22nd, 2007 07:21 am (UTC)
Записи в дневнике:
Классе этак в шестом пацаны массово играли на перемене в "конный бой". Всех отловили, забрали дневники и написали замечания. Тем, кто был всадником, написали "Катается на своих товарищах", а "коням" - "Катает на себе своих товарищей", во как!
∞o_huallachain on July 22nd, 2007 08:57 am (UTC)
Re: Записи в дневнике:
Я при разборе дачи нашла свои дневники, вот это, скажу, жесть! Там еще куча "троек", самовольно повышенных мной в звании до "пятёрок" :) А уж замечания-то!
Egor_13egor_13 on July 22nd, 2007 08:12 am (UTC)
Я в первом полугодии 1-го класса через месяц вообще отказался ходить в школу, мотивируя тем, что уже всё из того, что проходят, знаю. (Как оно на самом деле и было) Поскольку матушка в школе же и работала, они с учительницей договорились и я таки не ходил до второго. Во втором пошел счёт и проч. - стало интереснее.
∞o_huallachain on July 22nd, 2007 09:00 am (UTC)
Это называется "повезло". :)
Johann Gambolputty: серова-пиздец-сигаретаolelis on July 22nd, 2007 01:23 pm (UTC)
пробило меня, млин)
Ох, узнаю брата Колю.
Я научилась читать в 4 года. Мама говорит, что тоже самостоятельно. Ну, то есть, у меня была доска магнитная с буквами, и мама пыталась со мной "заниматься" - рассказывать мне про буквы, но мне это было скучно. Больше всего меня в этой доске привлекало то, что если один магнит попытаться приставить к другому, то они взаимно отталкиваются :) А еще я выковыривала магнитики из букв и опытным путем определяла, к чему они магнитятся, а к чему - нет. Поэтому мама эти занятия со мной забросила.

Но в какой-то момент, (опять-таки по рассказам мамы), мы ехали с ней куда-то в автобусе, и тут я вдруг стала громко вслух читать таблички "Выход", "Не прислоняться" и т.д.

И тут же стала взахлеб читать всякое.

К первому классу я умела очень бегло читать, считать и производить все четыре арифметических действия, писать, петь, рисовать и пр. Ну, короче, знала все, чему учат в этом самом первом классе. Когда я пришла на собеседование в школу (я это уже сама помню), учительница сказала, что меня вполне можно зачислить сразу во второй класс, минуя первый. Но моя мама отказалась, мотивируя это тем, что я и так иду в школу с 6-ти лет, а если я пойду сразу во второй класс, то разница в возрасте с одноклассниками будет целых два года, а это типа некруто.

Поэтому, в первом классе я отчаянно пинала хуй. Мне просто нечего было делать, ну совсем нечего. Книжку под партой читать не удавалось, за этим строго следили. Поэтому я, в основном, развлекала себя рисованием и резьбой по парте и построением домиков-колодцев из цветных карандашей.

Первая учительница у меня была очень хорошая и добрая. С этим мне повезло.
И училась я первые три класса хорошо и с удовольствием (начиная со второго класса, когда началось хоть что-то для меня новое).

А потом, в пятый класс, я пошла в другую школу. И вот там началась моя карьера "отличницы-хулиганки". То есть, я училась практически на все пятерки (хотя дз частенько делала на коленке прямо на самом уроке, за 10 минут до его проверки), но при этом вела себя, хм, отвратительно. Если бы в то время, когда я там училась, ставили оценки по поведению, то у меня было бы 2 точно. Замечаний в дневнике у меня немного, т.к. я предпочитала его тупо не брать в школу ("Забыла"). Есть запись "Копалась на столе учительницы. Родители! Объясните ребенку, что этого делать нельзя!"

Ну конечно. Училка отняла у меня мышку. Маленькую плюшевую мышку - сверху голубую, пузом розовую. Мы с товарищами любили на уроках играть в "мышетбол" - суть заключалась в том, чтобы перекидываться этой мышкой через весь класс, но так, чтобы учительница этого не спалила.

В какой-то момент кто-то не поймал мышь, и она шлепнулась прямо к ногам училки. Училка с воплями ее подняла и заперла в ящик стола.

Когда она ушла в учительскую за журналом, я тут же полезла вызволять мышь из ящика. За чем и была застукана и за что и была поругана.

Если вспоминать, то очень много было всяких хулиганств - после того, как отобрали мышку, мы стали так же перикидываться презервативами (ужас! ужас! слава б-гу, не запалили), мы как-то сварили любимый кактус биологички, полив его кипятком, еще, когда на 8 марта мальчики подарили нам каждой по дезодоранту, я и еще 3-4 девочки с ног до головы облили этим пахучим цветами дерьмом "признанную красавицу" нашего класса. Как она потом воняла, хе)

Еще мы с Маришей ели капусту на уроке биологии. Мариша сидела под партой с кочаном и отрезала от него куски. Я передавала их дальше по классу. Хруст и чавканье были саундтреком этого урока.

Короче, было много чего. Про Гимназию я вообще молчу, ибо вхожу в пятерку отъявленных раздолбаев нашего класса. Чего уж там.) Да ты и сама это знаешь)

судя по тону комментария, можно подумать, что я всем этим горжусь. не, не горжусь, что поделать - было. зато вспоминать весело)
∞o_huallachain on July 22nd, 2007 03:48 pm (UTC)
Re: пробило меня, млин)
Здорово :) Есть что вспомнить!
Скифтърsokol_888 on July 22nd, 2007 03:32 pm (UTC)
Вот откуда и берется корявость почерка, а то и откровенная грозота :)
∞o_huallachain on July 22nd, 2007 03:49 pm (UTC)
Ох, скорее бы все перешли на печатание, ну его совсем, этот почерк :)
Пуговкаbuttonly on July 22nd, 2007 04:51 pm (UTC)
Аналогично.:) Только школа была не французская, а английская.:) Правда, я в ней недолго проучилась - маменьку одолела страсть к перемене мест.Ну, как обычно.:)))
А классе в третьем или четвертом я вообще сказилась: таскала в школу чернильницу-непроливайку и старинные перьевые ручки. И всем этим писала!:)))
∞o_huallachain on July 22nd, 2007 06:06 pm (UTC)
Много нас таких :)
Петровичpartisan_p on July 26th, 2007 10:25 am (UTC)
хм, школа случайно не 18я она же 1275?
∞o_huallachain on July 26th, 2007 12:41 pm (UTC)
Не, 68-я, она же 1243-я.