∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

  • Mood:

Какая прелестная школа

Ян Амос Коменский уподобил учимых детей зерну, что мололи на мельнице, принадлежавшей его отцу, и создал классно-урочную систему. Жернова классно-урочной системы мелют верно – всё перемелется, мука будет, разного сорта мука – из той, что получше, испекут пышные калачи, из той, что поплоше – серые лепёшки, а обсевки и отруби пойдут на корм скоту.

С семнадцатого века и поныне дети, приходя в школу, имеют дело с классно-урочной системой. Её достоинства неоспоримы – массовое образование дать иным путём трудно. Недостатки очевидны тоже – не все зёрна одинаковы, да и люди не зёрна, чтоб их молоть жерновами, просеивать полученную муку через сита, отделяя то, что не перемололось, и отправляя недоперемолотое в отходы. Вновь и вновь раздаются педагогические голоса, взывающие о необходимости формирования индивидуальной траектории образования, о личностно-ориентированном подходе, об индивидуализации обучения. И – вместе с тем – по-прежнему требуется, чтобы образование продолжало быть общедоступно и обязательно.

Сейчас многое изменилось – прежде всего из-за Интернета. Уже не так важно заучивать массивы знаний – гораздо ценнее научиться находить данные и их интерпретировать. И образование действительно имеет шанс стать куда более индивидуальным – диалогом между теми, кто учит, и теми, кто учится. Но только в том случае, если этот диалог возможен. А это, увы, далеко не всегда так.

И когда я слушаю на очередном совещании про всякие бихевиористские штучки, которые нам советуют применять на совещаниях, чтобы ими, как приманкой, привлечь детей к процессу обучения – весь этот легкоусвояемый педагогический фаст-фуд - я вспоминаю старый рассказ Ллойда Бигла-младшего «Какая прелестная школа!..». Где система образования заключалась в том, что дети были обязаны высидеть перед телевизором, передающим учебные программы, сколько-то там часов. Выбирая те уроки и курсы, которые им понравятся. Всё равно что. А тамошние методисты будущего следили, чьи уроки популярны, а чьи – нет, и велели брать пример с учителей, чей рейтинг просмотра был выше. А особой любовью у детей пользовались молодая преподавательница английского, которая раздевалась перед телекамерой до трусов и лифчика и заодно объясняла детям, что такое подлежащее и сказуемое, и учитель экономики - он показывал фокусы с картами и монетами.
Tags: мыслию по древу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments