∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

  • Music:

Великая Отечественная Литература и Вторая Мировая Речь

Есть школьный предмет. Называется литра. Обязательный к изучению. Формирует мировоззрение, развивает эрудицию и тэ дэ. Это уйма биографических сведений о писателях и дат (история литературы, фигли), всякие литературоведческие термины типа анапестов-амфибрахиев и классицизма-романтизма. Но прежде всего это тексты. Объёмистые, сложные для понимания, рассчитанные вовсе не на детей. Вот лишь то, что входит в "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" по литературе. От Державина до наших дней.

А ещё где-то в недрах средней школы читают и оч-ч-чень непростых "Дубровского" и "Капитанскую дочку" за авторством велруспоэта Александра Сергеевича Пушкина и его же "Повести Белкина". "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Тараса Бульбу" великого, ныне украинского, писателя Николая Васильевича Гоголя. "Левшу" Н. А. Лескова. Всяко-разных Тютчевых, Фетов и Есениных. Не говоря уж о поэме Некрасова "Мороз - Красный нос". И, конечно, "Слово о полку Игореве" - нелепониныбяшетбратиеначатистарымисловесы. Начало родной литературы как-никак, куда же без него. Они не входят в "обязательный минимум". Но они есть в программе.

Кое-что из программы выкинули. Например, Чернышевского с его диссертацией "Эстетические отношения искусства к действительности" и романом "Что Делать?" с алюминиевыми ложками, пригрезившимися Вере Палне. Но тем не менее - текстов надлежит прочитать уйму, и не только прочитать: предполагается, что надо их уметь понимать и анализировать, писать по ним сочинения, отвечать на вопросы, отыскивать метафоры и определять композиционный строй. А кое-какие стихи ещё и учить наизусть.

Понятное дело, существует общеизвестная линия наименьшего сопротивления. Готовые сочинения, краткие пересказы и прочие реферат-рушные порождения. Это зло, да. Но даже если предположить, что преподаватель сумел сделать так, что ученики прочитали все тексты и научились оперировать литературоведческими понятиями - оно точно надо? Получается, что цель курса литры - ознакомить с тем, что когда-то была какая-то многобуквенная литература. А не научить понимать книги. И любить их.
Tags: мыслию по древу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments