- Что ещё о слове "бокра"? Саша, ваши комментарии, пожалуйста!
- Оно в винительном падеже, единственном числе.
- И что? О каком важном признаке существительного мы можем сделать вывод на основании такой формы винительного падежа?
- Тип склонения?
- Не только. Подсказываю: слова "труп" и "покойник", обозначая одно и то же - умершего, имеют разные грамматические признаки. Одно из них...
- Одушевлённое, а другое - неодушевлённое!
- Совершенно справедливое замечание. Напомните, как именно определяется одушевлённость - неодушевлённость?
- Если винительный падеж совпадает с родительным, то неодушевлённое...
- Наоборот!
- Верно, Катя, наоборот. Если с винительным - то одушевлённое. А если с именительным?
- Неодушевлённое.
- Правильно. В остальном у вас такой же вариант, как и у Иры. Какие ещё возможны варианты? Первое словосочетание? Лена?
- "Глокая куздра" может быть сочетанием деепричастия и существительного. Связь - управление. Например, "ругая брата".
- Отлично. Ну, кто найдёт ещё вариант? В этом же словосочетании? Слово "глокая" может быть подлежащим! Кто догадался?
- Это может быть слово типа "столовая"! Как "столовая брата"! Тогда там тоже управление!
- Ага! А как называется такой способ словообразования?
- Переход?
- Не переход, а кон-вер-си-я! Конверсия - это не только когда из танка понаделали сковородок, это вообще-то такой лингвистический термин. Кто приведёт другие примеры конверсии?
Девятый класс. Повторяем морфологию. Дети азартно разбирают по косточкам бессмертного лингвистического гомункулюса - фразу Щербы, а я стою у стены и иногда подсказываю.
А на самом деле мы летаем.
Потому что преподавать в школе - это летать вместе. Чувствовать, как упругий ветер послушно ложится под крыло, как забираешься всё выше и выше, как рядом летят они - те, кто рядом.
Они научатся летать как мы. А потом - лучше, чем мы. Быстрее, выше, красивее. Мне не жалко и не завидно. Они, возможно, сумеют сделать то, что я не могу. А я буду летать с новыми детьми и тоже любить их навырост.