12 August 2008 @ 10:00 pm
Семь тысяч километров туда и обратно и ещё немножко

Алтай - это далеко. Три с лишним дня езды по железной дороге: когда выходишь наконец из вагона, то кажется, что земля всё ещё ритмично покачивается под ногами, и странно покидать обжитый до мелочей вагон. Поезд едет, мелькают редкие города, знакомые только по вокзалам и привокзальным площадям, стоянка поезда двадцать минут, не отходите далеко от вагона: Казань, Екатеринбург, Тюмень, Ишим, Омск, Кулунда, Барнаул. Сначала березняки и разнотравье, потом Уральские горы, а за ними - безбрежная степь с проплешинами солончаковых озёр в розовом кружеве соляной корки. И вот Бийск, но дорога не заканчивается: перегрузить багаж - и ещё долго ехать по бесконечному Чуйскому тракту - через перевалы, через вечереющий воздух.

И доехать наконец до села Кызылташ, что в переводе означает "красный камень". Часа эдак в три ночи, в полной тьме. Выгрузиться, побыстрее поставить палатки в свете фонариков и чуть-чуть поспать, сонно задумавшись напоследок: что за трава рядом с палаткой так знакомо и остро пахнет?

При свете Кызылташ оказался широким селом, распластанным посреди бурой от солнца долины, с пыльными улицами, деревянными избами, ленивыми коровами и лиловыми пятнами чабреца - это его запах ночью перебивал и пыль, и бензиновую вонь моторов. А кругом долины - горы, как стены, ребристые, лесистые и с голыми каменными гранями, со снежниками на вершинах.

Но наш путь лежал дальше - через дно плоского блюда-долины к реке Тютё, поближе к леднику Актру. Там, у Тютё, мы и прожили первые несколько дней. Кругом были плавные каменистые холмы, покрытые порыжевшей травой. Лишь вдоль реки тянулась изумрудная на буром, если смотреть с холма, зелень леса: лиственницы, берёзы, кусты. В небольшом лиственничном леску мы и поставили лагерь. Рыжая хвоя под столетними лиственницами, огромные хищные птицы, парящие в небе, неумолкающее журчание реки на перекатах. Вода в Тютё холодная - восемь градусов, хоть река и мелкая, но течёт с ледника и не успевает согреться, - а самые глубокие омутки разве что по грудь. Но как же бодро себя чувствуешь после купания!

Там мы и жили. Ходили в радиалки, варили еду на костре, обгорали на солнце и мокли под дождями. Дожди налетали как из ниоткуда - вот только что было ясное небо и солнце, и вот уже хлещет дождь и стучат градины, горы скрываются в облачной завесе - но вот среди туч синеет прогалина и становится всё шире и шире, и вот уже блестят в лучах капельки воды на нежных иглах лиственницы и солнце быстро сушит мокрую траву. Хорошо, когда дождь случится, а ты в палатке: по-моему, нет ничего уютнее стука капель по крыше этого маленького домика, который так легко снять с места и превратить в небольшой свёрток ткани и который так уютен, несмотря на свою временность.

А потом мы отправились в сторону ледника Актру. На "Газ-66", по дороге, по сравнению с которой любые "американские горки" - сущая ерунда. Пока ехали по долине, машину только качало на пригорках, а когда въехали в предгорья, она то зарывалась носом, то, натужно гудя, еле всползала по склону, то вброд форсировала реку Актру - мелкий, но быстрый поток цвета цементного раствора. В тряске было толком не разглядеть, что кругом, и в памяти остались обрывки картинок: чёрная, без сучьев, лиственница, сожжённая молнией, созревшая жимолость, камни, покрытые оранжевыми и чёрными пятнами лишайников, нестерпимо-розовый иван-чай. И горы, горы: с осыпями, белыми шапками снегов на вершинах, каменистыми, почти отвесными стенами.

Устроившись, поставив палатки, мы пошли на пробный маршрут в горы: к водопадам и затем чуть ниже, к языку ледника. Камни, крутые склоны, по которым нелегко передвигаться, далеко внизу - белой ниткой река Актру.

Ледник был позже, на следующий день. Путь на него занимает почти четыре часа.

И шла обычная наша кочевая жизнь - костры, умывание в холоднющей Актру - после неё вода в Тютё показалась бы тёплой: всего два градуса! Река текла мелкими рукавами и ручейками по дну долины, то сливаясь с основным руслом, то теряясь в мелколесье. Утром вода была прозрачная - каждый камешек видно. К середине дня ледник подтаивал, и река становилась мутной, грязно-белой от мельчайших частиц, которые несла вода.

Нахальные бурундуки, с белыми пузцами и спинками до того ярко-полосатыми, что это делало их похожими на игрушки, подходили к самым палаткам, к костровищу, исследовали недомытые миски, таскали печсенье и сыр. Если погнаться - убегали, свирепо чирикая на ходу: ругались, что помешали. Но далеко не отбегали. А вот на фотографию не попали ни разу - видимо, считают себя нефотогеничными.

Солнечно было лишь в первые два дня: близкие, ясные, крупные звёзды висели так низко, что казалось - они растут на ветках деревьев. Захочешь - чуть привстанешь, потянешься рукой и сорвёшь. Ночами были звездопады - загадывай сколько хочешь желаний, всё равно не хватит на все падающие звёзды.

А потом пошли дожди, облака опустились низким потолком, так что, казалось, захочешь - и дотронешься рукой. И уезжали мы под дождём, по скользкой дороге, так что трясло ещё сильнее.

Дальше нас ожидала цивилизация: село Акташ. О Акташ! Там ездят на раздолбанных велосипедах и новёхоньких праворульных "японках". Там на каждом доме красуется непременная спутниковая антенна. Там есть кафе, а в кафе - прекрасная еда яичница и курноги жар с гар. Там местные обитатели говорят "съездите в центр", хотя до этого центра десять минут медленным шагом. Там по улицам ходят ленивые рыжие коровы. Там есть здоровенный каменный сарай с гордой рекламой на фронтоне "сауна-бар-бильярд", но никто там не подавал признаков жизни, и в баню мы так сходить и не сумели. Там есть электричество и, говорят, даже скоро будет Интернет. А рядом с Акташем - старый, заброшенный рудник киновари - ртутной руды. Говорят, там когда-то встречалась и самородная ртуть - маленькими металлическими лужицами. Сейчас там одни отвалы, от рыжего до багрово-красного цвета.

В Акташе мы пробыли сутки. А затем - к реке Катуни, к месту впадения в неё ручья Чепош. На её берегу мы и прожили ещё несколько дней - ясных, солнечных, тёплых. Когда не было радиалок - катались на лошадях, ходили в баню, бродили по лесу, заросшему папортониками и собирали костянику.

А потом - не покидая берегов Катуни, переместились к селу Чемал. На остров у самого берега реки - островом он становится, только когда вода в Катуни поднимается из-за дождей. На острове проходила заключительная конференция, когда все экспедиционные группы делают доклады о том, чем занимались во время экспедиции. Все ходят друг к другу в гости, расспрашивая "А у вас что было?" Там же нам предстояло быть и во время полного солнечного затмения.

И были соревнования по преодолению препятствий, и сплав по Катуни на рафтах, и футбольные матчи, и файер-шоу в исполнении нашей выпускницы Гали Смирновой, и общий костёр с песнями под гитару, и фильмы, слайдшоу, снятые в экспедиции, и экскурсия на Чемальскую ГЭС - маленькую, домашнюю, уютную.

А вот с затмением нам не повезло. В день, когда ему предстояло быть, с утра ещё стояла пронзительная ясность и небо синело без единого облачка. Но к середине дня небо стало затягивать тучами, так что когда настало время затмения, то мы не увидели самого главного - солнечной короны. Только серпик солнца в сгущавшейся темноте. Мы с Чадом уже видели неполное солнечное затмение - в Крыму в 2005-м году. Но тогда хоть и стало ощутимо темнее и холоднее, но не было поразившего меня в этот раз резкого наступления мрака - как будто в театре, после третьего звонка, гасят свет. И внезапная заря, на несколько минут залившая небо - в совершенно неподходящем ни для заката, ни для восхода месте.

А уезжали мы тоже под дождём. Он лил всю ночь, и утром мы скатывали мокрые палатки. Но через час дождь стих, а когда мы приехали в Бийск, то уже светило солнце, и мы поставили палатки на просушку прямо у железнодорожного вокзала - как пять лет назад, когда ездили в экспедицию на Телецкое озеро.

Хорошо было. Теперь - через год. На Север. Надеюсь.

Фотографии мои и koluch_chado У неё же - другой рассказ о путешествии.

Current Music: шагая ночью по тёмным холмам

(Deleted comment)
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:20 pm (UTC)
Несколько последних лет я каждый поход и каждую экспедицию воспринимаю как, вероятно, последнюю. Всё тяжелее и тяжелее. В этом году я особенно остро ощутила, что форма уже не та. Там, правда, высоко - на первой стоянке было, насколько помню, около 1600, а я на высотах не была давно - но чёрт, как мне тяжело там ходилось :(
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 07:42 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 08:16 pm (UTC) (Expand)
Алексей Дедушкин: Колоa_dedushkin on August 12th, 2008 06:22 pm (UTC)
Красивейшие места! Спасибо!
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:21 pm (UTC)
Места правда красивейшие, и мы очень много повидали. Иногда бывает так, что весь месяц стоим на одном месте и ходим разве что в небольшие однодневные радиалки, а бывает и так, как в этом - когда мест много.
(no subject) - a_dedushkin on August 12th, 2008 07:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 07:49 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - a_dedushkin on August 12th, 2008 07:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 08:12 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - a_dedushkin on August 12th, 2008 08:15 pm (UTC) (Expand)
Crazy Blond Shopaholicthirdromechild on August 12th, 2008 06:22 pm (UTC)
удивительно и очень завидно :)
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:21 pm (UTC)
А вот я не помню, ты, когда училась в ДГ, в походы ходила?
(no subject) - thirdromechild on August 12th, 2008 07:23 pm (UTC) (Expand)
tia Ramonatia_ramona on August 12th, 2008 06:28 pm (UTC)
Как здОрово!
Ух, Алтай!
Хочу туда еще раз, и не раз, а хотя бы раз зимой и раз летом :-))

А чего не звякнула, когда Ёбург проезжали?
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:22 pm (UTC)
Re: Как здОрово!
А на пути туда просто не сообпразила, а на обратном мы вас проезжали в ночи. Да и стоянка всего ничего и за детьми надо присматривать. У нас пару раз случалось, что рассеянные гаврики от поезда отставали :(
ex_kir1 on August 12th, 2008 06:59 pm (UTC)
здорово отдохнуть от города, сменив обстановку
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:34 pm (UTC)
Здорово, скажу тебе, отдохнуть от проблем, хотя бы географически от них удалившись :(
Фактом является черныйteplorod on August 12th, 2008 07:04 pm (UTC)

Самолет лучше. Ненавижу поездки на поездах длиннее двух часов.
А фото отличные.
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:37 pm (UTC)
А когда мы на мыс Святой нос на Байкал ездили, поезд до Улан-Удэ вообще почти пять дней едет.

Самолёт я тоже люблю, но он невозможен из-за (1) дороговизны и (2) немеренного количества багажа и туда и обратно. Туда мы везём еду (на закупки на месте полагаться нельзя), а обратно - кучу каменюк-образцов.

А фото хорошие. Жалко, у меня произошёл непредвиденный облом с фотоаппаратом, и это снято на дочерин. Я привыкла к своему и к возможности снимать тогда, когда мне этого захочется, а в этой поездке так не получилось.
(no subject) - teplorod on August 12th, 2008 09:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 09:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - teplorod on August 12th, 2008 09:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 09:59 pm (UTC) (Expand)
Наталья Шнейдерemelushka on August 12th, 2008 07:17 pm (UTC)
Ох, красотища какая!
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:34 pm (UTC)
Там невероятно красиво. Везде.

А у меня, блин, с фотоаппаратом обломайтис :( Это всё на Чадин снято. Жалко. Мне без возможности всё время фотографировать было скучно :(
(no subject) - emelushka on August 13th, 2008 02:28 am (UTC) (Expand)
ivory_mascotivory_mascot on August 12th, 2008 07:19 pm (UTC)
ох, какая чудная туристическая вольница )

фото перед ледником, где река, осыпи, седловина гор и ветка поверху - лучшее
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:32 pm (UTC)
О, у этого фото целая история :)

Я сама вообще-то на ледник банально не дошла. Прррроклятые годы, как говорится. Прошла первую ходку (45 минут) и сказала: народ, я дальше не, ещё три часа в горку не потяну, сердце не тово. Ну, они пошли дальше, а я решила - а чего я сразу попру назад? Никто меня не ждёт, в лагере не знают, что я отстала от группы, и волноваться не станут, а наши вернутся через не раньше чем часов семь. Лучше похожу чуть-чуть сама по себе, у реки посижу, на горы посмотрю... Я вообще-то очень созерцательна, и в наших походах мне несколько мешает то, что идём так, что, как правило, возможность оглядеться вокруг, всё неторопливо рассмотреть и увидеть есть только на привалах.

И, значит, я с полчаса с насладжением сидела у реки, у какого-то переката - там можно день просидеть и смотреть, как вода глыбы камня ворочает и как вверх подбрасывается столбами - потом залезла на склон (там он ещё лесистый), оплазила среди обломков старого кедра, серебристых от старости, посидела, посмотрела, потом ещё погуляла там и сям. В общеми, путь назад у меня вместо максимум часа занял пять часов. Но когда я вошла в лагерь, я там обнаружила пятерых детей (которые на ледник не пошли, т. к. ноги стёрли), которые на меня бросились с криком "Где вы были? Мы вас искать ходили!" Я совсем забыла, что в этом году у нас была рация, и, следовательно, о том, что я отстала, оставшимся в лагере сразу сообщили... :(

Зато фото хорошее получилось.
(no subject) - ivory_mascot on August 12th, 2008 07:36 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 07:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ivory_mascot on August 12th, 2008 07:48 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 07:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ivory_mascot on August 12th, 2008 07:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ivory_mascot on August 12th, 2008 08:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 08:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ivory_mascot on August 12th, 2008 08:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ivory_mascot on August 12th, 2008 08:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 08:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ivory_mascot on August 12th, 2008 08:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 08:28 pm (UTC) (Expand)
Эдэль: ромашкиedel on August 12th, 2008 07:49 pm (UTC)
Какие же вы молодцы!
Фотографии изумительные. Дыхание гор.

В следующем году на Север - это куда? На Кольский?
∞o_huallachain on August 12th, 2008 07:52 pm (UTC)
Пока неясно. На Кольском мы были в позапрошлом году. Уже несколько лет есть идея поехать в устье Мезени или на Пинегу (Архангельская область), но пока что-то никак.
mayatemayate on August 12th, 2008 08:21 pm (UTC)
*бурно завидует*
Как жаль, что нельзя как-нить с вами напроситься..
∞o_huallachain on August 12th, 2008 08:26 pm (UTC)
Вообще-то можно. С нами периодически ездят не-ДГшники, и это скорее часто, чем редко. Но об этом желании надо сообщать сильно заранее - у нас группы формируются до конца мая - и, например, делать всякие прививки, типа энцефалита. И - главное - ты уверена, что компания совершенно незнакомых тебе людей, которые при этом друг друга хорошо знают - это то, что тебе понравится?
(no subject) - mayate on August 12th, 2008 08:52 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 12th, 2008 10:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mayate on August 13th, 2008 05:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 13th, 2008 06:58 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mayate on August 15th, 2008 06:33 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 15th, 2008 01:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mayate on August 15th, 2008 02:16 pm (UTC) (Expand)
Tatiana Siver: pic#77990447tatiana_siver on August 12th, 2008 11:26 pm (UTC)
Изумительные фотографии. Срочно сохранила на комп.
Замечательный у Вас лицей.
∞o_huallachain on August 13th, 2008 10:22 am (UTC)
Лицей хороший. Вот уже семнадцать лет мы существуем. Если бы мне курсе на третьем филфака кто-то сказал, что я буду работать в школе, я бы не поверила. Однако так и есть, и я считаю эту работу делом своей жизни и самой-самой любимой. Не поменяла и не поменяю ни на что.
Egor_13egor_13 on August 13th, 2008 12:49 am (UTC)
Что жы вы орлов на Чадин не сняли? У нее ж, точно не помню, но минимум 6х зум?
∞o_huallachain on August 13th, 2008 10:04 am (UTC)
Она пыталась :) Но орлы не хотели позировать. Они периолически спускались совсем низко, но она ни разу не успела заснять.

Там вообще птицы были чудесные, на Тютё. Одна рано утром пела, как флейта. Орлы же довольно противно крякали :)
ami_mercredireami_mercredire on August 13th, 2008 06:31 am (UTC)
До чего ж красиво на Алтае!!
Мне понравился, помимо всего прочего, кадр с молодым блондином в очках на фоне зелени. Эстетически безупречная композиция)
∞o_huallachain on August 13th, 2008 10:05 am (UTC)
Это не просто зелень, это "бабочка" - часть полосы препятствий: такая верёвка, по которой надо перелезть, не касаясь земли.

А красота там потрясающая, да.
diatel_a_g: я у Машкиdiatel_a_g on August 13th, 2008 06:33 am (UTC)
Оооо.... Аааа....
Какая же красотища....
Ой, не могу... Я сейчас буду плакать((((
Но как же я за ВАС рада!!))
∞o_huallachain on August 13th, 2008 10:05 am (UTC)
Авдотья, я чего бы тебе с нами как-нибудь снова не поехать? А?
(no subject) - diatel_a_g on August 13th, 2008 10:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on August 13th, 2008 10:15 am (UTC) (Expand)
(no subject) - diatel_a_g on August 13th, 2008 10:36 am (UTC) (Expand)
Johann Gambolputtyolelis on August 13th, 2008 07:19 am (UTC)
Отлично, НинВан. Спасибо за возможность еще раз увидеть любимые места.. У меня в этом году с Алтаем не получилось, но хоть на фотографиях посмотрю. Алтай - это такое особое место, да. Туда хочется возвращаться.

А мы (я, Юрик Мозжорин и Машка Мараховская) в ночь с субботы на воскресенье уезжаем на две недели на Кольский. У нас есть квест - дойти до той самой Донской бухты. Ну и не только, естественно.

Я как-то в этом году поняла, что очень соскучилась по русскому Северу и Белому морю. Вот.)
∞o_huallachain on August 13th, 2008 10:07 am (UTC)
А я как соскучилась по Северу!

Последние годы я про каждую экспедицию, каждый поход думаю: последняя. Но, узнав, что на следующий год вроде бы поедут на Север, подумала, что если ничто кардинальное не помешает - то непременно, непременно...

Удачи вам в вашей поездке. Дойдёте до Донской - заснимите :)