∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

*

Сколько раз я зарекалась читать некоторую "жанровую" литературу. Детективы, фантастику, триллеры... Но на явные говнокниги мне, к счастью, везёт редко. Куда чаще я ощущаю себя, фигурально выражаясь, жующей пенопласт с гарниром из поролона. Или поролон с гарниром из пенопласта. В общем, такое, у чего ни вкуса нет, ни запаха, только смутное ощущение текстуры: вроде жуётся, но ощущений не оставляет. Ни плохих, ни хороших. Поэтому и забывается быстро, как всё безвкусное. И когда в очередной раз мне, усталой, захочется чиво-нить лёгинького и новенького, рефлекса "не трожь бяку" не будет.

Вот поэтому я и стала читать "Саботажника" Олега Дивова. Возмечталось лёгинького-новенького. Ну и зря. Лучше бы перечитать проверенных, любимых, утешных. Не, мне новенького захотелось...

Ох. Во-первых, роман эдакий армейский, как и практически всё, что я читала у Дивова. Замечала: армия и тюрьма, два гигантских социальных и психологических потрясения, людьми переживаются по-разному. Кто-то, отслужив/отсидев, забывает о пережитом: не было этого со мной, это было не со мной. И живёт дальше, просто вырезав этот кусок life story вместе со всем его экспириенсом, и если и вспоминает, то редко. Кто-то, напротив, проникается обаянием этой,столь отличающейся от обычной, жизни - и, например, остаётся на сверхсрочную. А кто-то и назад не хочет, но и забывать тоже: такие люди всегда, по любому поводу или без оного, рассказывают армейские или тюремные истории, вспоминают, "как мы там тогда", и всячески сопрягают мирную и обычную жизнь вокруг с тем, пережитым и не изжитым. Дивов именно из таких - необязательно в каждой его книге есть армия как таковая, но дух бравого солдата Швейка вполне уловимо витает повсеместно. "Саботажник" же и написан про армию, так что там этот дух не веет, а составляет, так сказать, основное содержание. Пьянки-гулянки пополам со стрельбой, кто-то что-то разворовал, сговор руководства и продажных владельцев шахты, где добывают вещество бессмертия креатин (название упорно ассоциировалось у меня то с креационизмом, то с кретинизмом) и прочая армейщина, сдобренная армейским же юмором. Во всей его красе и блеске - сплошь телесный, так сказать, низ.

Во-вторых, с первых же десятка-полутора страниц появилось отчётливое чувство, что где-то когда-то я это уже видела. Навязчивое deja vu объясняется не только тем, что мир планеты, где происходит действие, ну о-о-очень напоминает "Deathworld" Гарри Гаррисона. Не то чтоб в точности было стянуто, но местами ну о-о-очень похоже. Но ощущение вторичности у меня возникло ещё и из-за того, что действующие лица и их взаимоотношения мало что до карикатурного типичны - они ещё и практически безлики. У них нет ни внешности, ни каких-либо характерных черт, а что бывает ещё и такая штука, как речевой портрет героя, теперь, похоже, прочно и надолго забыто. Чуть больше повезло двум главгерам - капеллану Причеру и его собутыльнику и соприключенцу Абраму Кронштейну: они хоть как-то отличаются от остальных. У одного искусственная нога, а второй толстый и пузатый.

В-третьих, сюжет практически отсутствует. То есть он присутствует, но однообразен и предсказуем: "хороший" капеллан Причер пытается духовно перевоспитать жаждущее телесного бессмертия, достижимого при помощи креатина, население базы. И эта вроде бы непростая задача - ага-ага - удаётся ему с первой же проповеди. Чуть-чуть мелких интрижек и экшена, чуть-чуть робинзонады и полёта на летающих крокодилах, и всё. И завершается история на полуслове, там, где, казалось бы, она только-только наконец перестала начинаться.

Ещё - невозможно достают эти фэндомские приколы вроде "при попытке спасти утопающего судового библиотекаря старшего матроса Семецкого трагически погиб водолаз Лукьяйнен" и подвинутость Дивова на теме дефекации. У Дивова обосратушки нередки, и эта книга отличается разве что их размахом и эдаким новаторским подходом: здесь гадят гигантские летучие крокодилы. С воздуха и ба-а-альшими кучами.

В целом книга - тот самый поролон/пенопласт. Прочитать можно. Но можно и не читать. Нет, не всё так плохо. В середине романа есть потрясающее место: проповедь капеллана Причера, после которой зольдатики задумались о смысле жизни, смерти и бессмертия, а самого капеллана объявили саботажником. Пока я не дочитала до конца книги, где честный Дивов честно написал, что проповедь "построена на фрагментах и тезисах" богослова Б. С. Бакулина, я ещё думала: ну предсказуемо, ну плоско, ну тупой юмор, зато проповедь-то, проповедь! Ан нет - и проповедь не его.

В общем, не зря cynical_sceptic не повёз эту книгу домой. Поделом, так сказать.
Tags: читаю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments