Крайние мнения ярко и доходчиво изобразила
Антисоветчик:
- Эти совки... эти мерзкие совки, изуродованные Совком... с ними ничего нельзя сделать... они ненавидят все светлое и чистое... они зверски убили миллионы людей, которых уже НИКОГДА не вернуть... они все изгадили и испохабили... эта их вечная, неисправимая русская совковая тупость и злобность... НИКОГДА больше у нас не будет той прекрасной России... Как же они отвратительны! Ненавижу, с-с-суки!
Советчик:
- У меня украли будущее. Украли надежду. У меня и моих детей. Нет больше ничего. Моя страна разрушена, оболгана, оплевана, втоптана в грязь. Прежде в нашей жизни была красота, был Смысл - теперь ничего не осталось. Только эти... как их... бутики и нувориши на Мерседесах. Как же я их всех ненавижу - всех этих ворюг, всех этих эффективных менагеров, всех этих жующих потребителей, которым на все насрать, кроме своего брюха, шмоток и бабла! Ненавижу, с-с-суки!
Это маргинальные точки зрения, и именно в силу маргинальности их и рассматривать совершенно неинтересно: идеализация и неадекват с обеих сторон. Мне же хочется о другом. О тех, кто не винил Совок во всех бедах, от глобальных до индивидуальных. Однако мысль о возврате к советскому прошлому им противна. Как мне.
При означенном строе прошла бОльшая часть моей жизни. Я не застала по-настоящему страшных и людоедских времён, и жила в благополучной Москве, в средней по достатку и положению семье – в хорошем смысле средней: тогдашний аналог middle class. Я не одевалась в обноски, не недоедала, ходила в кино и в прочие развлекательные места, меня возили на море, бесплатно учили в спецшколе, а затем в университете, посылали на учёбу за границу, бесплатно лечили и тэ дэ. И это действительно было нормальным, средним положением - так или более-менее так жило большинство "среднего класса" Москвы.
Так чего ж было плохого? Джинсов не было? Колбаса была только «по два-двадцать» и «по два-девяносто», а сырокопчёная исключительно к праздникам и "с нагрузкой" в виде килек в томате?
Не буду врать и говорить, что это всё телесные низкие потребности, а мне подавай токмо духо-о-овное. Теперешнее товарное разнообразие меня устраивает, а товарный дефицит – нет. И возможность читать что захочу, в том числе в Интернете, а не только то, что официально одобрено, мне нравится. И возможность поехать за границу не потому, что меня послали, а потому что самой захотелось, мне нравится, а отсутствие такой возможности – не нравится. И вообще это азбучные истины и хватит уже про них. Потому что всё-таки не они суть главное.
Что было плохого? Идеологическое давление - но оно есть всегда, во все времена. Плохим были ложь и лицемерие, причём эдакие очень формальные, "на галочку" ложь и лицемерие семидесятых-восьмидесятых годов. Возможно, для кого-то они не были столь формальны и кто-то в них верил, а потом разуверился. Но я искренне не понимаю, как можно было воспринимать шамкающих стариков у власти как лидеров, ленинские зачёты и политчасы как осмысленные деяния, а рекламные лозунги типа «Партия наш рулевой» и «Народ и партия едины» на плакатах и крышах домов - как искренние слова. Читала недавно: при соввласти не было засилья рекламы. Ну да, прокладки и пиво не рекламировали, вместо этого были портреты вождей и членов Политбюро и надписи вроде «Вперёд к победе коммунизма!».
Что же до экзистенциальной дыры, про которую интересно пишет