?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 April 2010 @ 01:52 pm
Городские легенды советских времён  
...иностранцы продавали фарцовщикам джинсы с вшитыми в них пакетиками с блохами, бочка с квасом перевернулась в аварии — а на дне были гигантские опарыши (как вариант — труп), на бампере КГБшных "Чаек" были установлены крупнокалиберные пулемёты, замаскированные декоративными "клыками", Фанни Каплан не была казнена, а дожила до 60–х годов, в японской аудиотехнике стоят специальные фотомикросхемы, которые засвечиваются, если попытаться разобрать произведенный в Японии магнитофон...

Собрание городских легенд советских времён у kommari.
 
 
 
Egor_13egor_13 on April 25th, 2010 09:59 am (UTC)
Кстати, насчет трупа в бочке с пивом не совсме легенда. Мне рассказывал знакомый опер, как они в начале 80-х однажды извлекали из бочки тело мужичка, который в состянии "трубы горят" ночью попытался забраться в пивную бочку на пивбазе, перелезши через забор,- а поскольку после вчерашнего еще далеко не протрезвел, то сорвался внутрь и утоп. Утром его там и нашли.
∞o_huallachain on April 25th, 2010 11:11 am (UTC)
Нисколько не оспаривая знакомого мента, отмечу, что это есть характернейшая структурная примета "городской легенды" в отличие от других сходных фольклорных жанров - они рассказываются всегда как пересказ сказанного третьими лицами и никогда от первого лица :-)

Из списка в постинге Коммари я знакома с примерно 75%, и всегда именно в варианте "хороший знакомый рассказывал" :-)
Egor_13egor_13 on April 25th, 2010 11:16 am (UTC)
Естессно. Именно в том случае, впрочем, я совершенно уверен - рассказчик вообще лишен чувства юмора как "на понимание", так и "на исполнение" ( а также азарта он лишен тоже на 100 %, ни то ни другое ему просто непонятно в такой ж степени ,как нам непонятен язык рыб) , и если что-то рассказывает, значит, так и было.
∞o_huallachain on April 25th, 2010 12:29 pm (UTC)
А их рассказывание не связано ни с юмором, ни с азартом. Они не рассказываются с целью разыграть - они, как и былички, рассказываются с полной верой в достоверность описываемого. Отстранённость им не свойственна. Отсюда и частая реакция - неверие в то, что это всё же ложь.
Egor_13egor_13 on April 25th, 2010 12:42 pm (UTC)
Именно что "разыграть" связано с суперпозицией первого на второе. Вот это >>они, как и былички, рассказываются с полной верой в достоверность описываемого<< скорее мне свойственно ;) , а Володя этот как раз лишен обоих и этого тоже. Поэтому, кстати, он очень плохо уживается в коллективах, где больше двух человек... ну сама представь - его разыгрывать неинтересно, он этим вообще не занимается, расказываешь ему анекдоты - спрашивает "а где смеяться?", расказываешь охоничьи байки - говорит "не бывает в природе налимов 2 метра длиной " - "скучный тип", в общем).
Makasmakas89 on April 25th, 2010 11:35 am (UTC)
Кстати, ни разу в реале не слышал ни одной страшилки. Они везде вымерли или мне так повезло?
∞o_huallachain on April 25th, 2010 11:54 am (UTC)
Это разные жанры; страшилки - это про чооорные шторы и Красное Пятно, которые пожирают человеков. Там обязателен момент запрета, его преступления и последовавшей гибели или страдания. В горлегендах это не обязательные элементы, ну и плюс ещё некоторые отличия. Это я по училкинской привычке уточнила, извини, если зря.

Страшилки, по-моему, вымерли в 90-х (во всяком случае, в 80-х они ещё бытовали, а в 90-х уже не припомню, хотя как-то раз даже Риткана специально спрашивала). Мне кажется, что для страшилок нужна бОльшая социальная cohesion (чорд, я забыла, как это переводила!) людей вообще и особенно детей - наличие неформальных дворовых компаний, совместных игр. Объединённость детсадиком как формальным коллективом тут не обязательно будет достаточна. А за последние двадцать-тридцать лет эта самая cohesion настолько просела, что и свойственные ей формы фольклора разрушились.

Примерно так.

Edited at 2010-04-25 11:55 am (UTC)
Makasmakas89 on April 25th, 2010 12:08 pm (UTC)
А почему так? Это такая отсылка к нарушению запретов этой неформальной группы?

Да, кстати, уже по поводу других "дискурсов": для меня было реальным шоком, когда я узнал о школьных практиках публичных рассказов о своей половой ебле; и когда по воспоминаниям о школе понял, что при травле никогда не затрагивались физические особенности человека (хотя травля могла быть очень жесткой и продолжительной).
∞o_huallachain on April 25th, 2010 12:21 pm (UTC)
ХЗ, по-моему, это просто потому, что страшилки восходят к куда более древним мифологическим архетипам, также содержавшим запреты. С реальными жизненными практиками неформальных групп это мало коррелировало.

Да, кстати, уже по поводу других "дискурсов": для меня было реальным шоком, когда я узнал о школьных практиках публичных рассказов о своей половой ебле; и когда по воспоминаниям о школе понял, что при травле никогда не затрагивались физические особенности человека (хотя травля могла быть очень жесткой и продолжительной).

Про практику публичных рассказов о своей половой ебле как элемента инициации не так давно писал Могултай, но ты его, кажется, и так читаешь; про своё детство-юность я такого не помню, но, во-1х, я девочка, а у них свои инициационные ритуалы, а во-2х, я была совершенно необщительная в школе и могла просто в этом не участвовать. Хотя, как рассказывали страшилки, помню. Помню также, что мне казалось невероятным бредом всё это с серьёзным видом выслушивать и как бы реально пугаться (это тоже был такой обязательный элемент). Страшно далека я от народа.

Про травлю у нас было ровно наоборот: физические особенности непременно затрагивались. Мало- или высокорослость, очкастость, картавость, заикание. А у вас на чём травля основывалась?
Makasmakas89 on April 25th, 2010 12:36 pm (UTC)
И что, они за последние 20 лет как-то особенно жестко поломались, эти мифологические архетипы?

На замкнутости, противопоставлении себя другим, слабости жертвы. Часто травля начиналась случайным образом и также без видимых причин прекращалась. В общем обычный набор, но вот физические недостатки там не присутствовали (хотя могли отмечаться в кличках).

Интересно, что травля была только в 7-8 классах, может в начале 9.
В 10-11 народ как-то повзрослел и забил на это.
∞o_huallachain on April 25th, 2010 12:43 pm (UTC)
Архетипы остались - а жанр вымер.

Хм. У нас травля с первого класса была. И примерно до седьмого. Потом практически прекратилась. Я помню в более старших классах даже такие благородные деяния, совершенно невероятные в 1-6 классах, как то, что находка тетради мальчика с любовными, с большой долей эротики и, чего уж греха таить, весьма нескладными стихами, не вылилась в стебалово и издевательство над мальчиком и девочкой-адресатом: ему просто отдали тетрадь и всё.
Makasmakas89 on April 25th, 2010 12:48 pm (UTC)
/ У нас травля с первого класса была. /
ОМГ. Впрочем, я свою начальную школу плохо помню.

Кстати, еще такой был интересный момент: была в моем классе девочка, которую не замечал никто. Не то что одноклассники, даже учителя. По-моему, ее ни разу не вызывали к доске и не спрашивали с места. Она каким-то потрясающим образом была совершенно ВНЕ вообще всего.

Я ее помню только потому, что меня однажды поставили с ней дежурить.
∞o_huallachain on April 25th, 2010 12:25 pm (UTC)
Про детские всякие эти штуки есть книга Марии Осориной "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых", но мне она как-то не особо понра. Но могу переслать в цифре.

Я сначала забыла в постинг ссылку на Коммари поставить, теперь исправила - ты пройди, почитай, интересно, с чем из там перечисленного ты сам сталкивался.

*ващета я про этот пост Коммари написала на dirty.ru и он заработал статус золотого пста и, эрго, я получила инвайт для Тумача. Ради чего всё и мутилось. ВотЪ!*
Makasmakas89 on April 25th, 2010 12:44 pm (UTC)
Перешли, почитаю как-нибудь.
Уже почитал.

Не сталкивался ни с чем, только в "переработанных" мемах, типа урановых рудников. Я же в 1989 году родился, советские страшилки потеряли актуальность.
Правда, не удивился бы никак, обнаружив в колбасе что-то. :)
Makasmakas89 on April 25th, 2010 01:14 pm (UTC)
Асилил некоторую часть комментов...
Про швейные машинки Зингера: в зингеровских машинках какая-то здоровая фигня была из платины. Откуда и зачем - не уточнялось.

Вспомнил еще страшилку: Если занозу не вытащить из пальца как можно быстрее, то она дойдет до сердца и умрешь.
Митяйpivchanskiy on April 25th, 2010 12:23 pm (UTC)
Я страшилки в 95-м ещё очень активно собирал. Несколько тетрадей исписал. Так что ходили ещё вполне нормально.
∞o_huallachain on April 25th, 2010 12:27 pm (UTC)
О, интересно. А они активно ходили или было заметно, что они, как бы это сказать, уже слегка винтажные? Вот по городским легендам эта винтажность хорошо заметна. Реалии и всё такое.
Митяйpivchanskiy on April 25th, 2010 12:36 pm (UTC)
Да, я подумал, и вспомнил, что это было чуть раньше, и, наверно, всё-таки уже на спад шло. Начал я этим всем заниматься, когда пару раз в лагеря ездил, а в других местах почти и не рассказывали.
Скифтърsokol_888 on April 25th, 2010 04:48 pm (UTC)
Пейка в Парк
Да, я помню, в школе ми такое не баловались, а вот вечером в сумерки во дворе - пожалуйста.
И ешо я подозреваю, что многоетажки тоже играют роль - не остается место тайнственного ).
∞o_huallachain on April 25th, 2010 05:06 pm (UTC)
Re: Пейка в Парк
О, а можешь рассказать или привести примеры, какие у вас такого типа рассказы бытовали? Это очень интересно!

Многоэтажки тоже содержат таинственные места - я в детстве облазила все доступные крыши, подвалы и особенно чердаки, сейчас даже вспоминать страшно - мне было лет десять-одиннадцать, я совершенно одна залезала на ужасно меня пугавшие чердаки, вздрагивая от щелчков реле в лифте, пролезала в какие-то узкие дырки, лазила по подвалам - и очень часто совершенно одна. А с компанией мы ходили на свалку радиотехнического завода, там можно было найти разноцветные провода, из которых мы потом плели плётки и брелоки для ключей и ещё какие-то глупости, и всякие красивые детали. И на ближайшее кладбище мы тоже ходили, сейчас оно стало пафосным и его обнесли забором с охраной, а тогда оно было старинное, полузаброшенное, и мы туда ходили летом и осенью и рассматривали надписи на могилах и памятники. И на молокозавод в дырку в заборе пытались лазать, он был прямо за кладбищем, но оттуда нас сторожа гоняли, а вечером выпускали собак, так что туда было сложно.

Тут, по-моему, всё же дело не в том, каково жильё, а прежде всего в компаниях. Сейчас понятие "дворовая комания" практически исчезло, а в моём детстве, какая я ни была замкнутая и необщительная, оно было, мы и играли вместе, и в гости друг к другу ходили, и собирались во всяких беседках просто поболтать. У нас раньше весь асфальт был изрисован "классиками" и стрелками от "казаков-разбойников", а сейчас этого почти не осталось; дочка росла - она вообще никого из двора не знала. У нас дворами только нерусские диаспоры общаются - там, где я живу, их много, и я вижу, что кавказские дети гуляют компаниями и играют в какие-то игры.
Скифтърsokol_888 on April 26th, 2010 05:19 pm (UTC)
Re: Пейка в Парк
Я обично рассказивал о скамейке в парке, где с человека севшего там отдохнуть случались страшние страшности. Ешо бил черний человек и черная рука. И если не путаю с чего либо ешо, калитка или арка, которой надо било обходить , слева, иначе ... ).

Кладбише, старие церкви и параклиси - отдельная история, там идти вечером било оочень страшнооо :)
∞o_huallachain on April 26th, 2010 06:53 pm (UTC)
Re: Пейка в Парк
Потрясающе :) Интересно, есть какие-нибудь компаративные исследования такого детского фольклора в России и в других странах? Надо поискать.
Митяйpivchanskiy on April 25th, 2010 12:21 pm (UTC)
Класс. Очень многое помню тоже, хотя и поменьше, конечно, чем 75%.

Комаров для сдачи в аптеку даже сам собирал (вот надоумил меня кто-то), но там была важная деталь - у них не должны были быть сломаны ножки или хоботок - только тогда их принимали. Так в итоге плюнул на всё это :)
∞o_huallachain on April 25th, 2010 12:31 pm (UTC)
А вот Тиму Мусина на "Истоке-1998" кто-то, не помню уже кто, разыграл, что несъеденные макароны надо нанизывать на нитку и сушить - и он тоже вполне разыгрался... Хоть это и не городская легенда, а practical joke.
Makasmakas89 on April 25th, 2010 12:49 pm (UTC)
А зачем?
∞o_huallachain on April 25th, 2010 01:53 pm (UTC)
А это тоже нечто вроде инициации, походной только: иногда новичку подкладывают камень в рюкзак, иногда, пользуясь неопытностью, заставляют сделать какое-то бессмысленное дело, которое подаётся как нужное и важное. Полно всяких традиций, и не все они состоят в бессмысленном издевательстве, есть и позитивные.
Makasmakas89 on April 25th, 2010 01:55 pm (UTC)
Не-не, я имею в виду как раз каким образом это подавалось как нужное и важное?
∞o_huallachain on April 25th, 2010 01:57 pm (UTC)
Я точно не помню, по-моему, как то, что макарон мало и надо их спасать. Надо объекта инициации спросить - moominsnork :-)