?

Log in

No account? Create an account
 
 
20 May 2011 @ 04:56 pm
*  
Зашла по дороге в большой книжный магазин.

В отделе детской литературы - сплошь переизданные заново старые советские книги. Гайдар, Бруштейн и прочие Васьки Трубачёвы сотоварищами. Красиво выложены декоративными зиккуратами на стеллажах поближе к кассам и ко входу.

Когда-то Дм. Быков предвещал возврат интереса к советской литературе. Детская, судя по тому, что я увидела, уже этого дождалась. Интересно, грядёт ли камбэк советских производственных романов про конфликт хорошего с лучшим? Вроде "Стали и шлака" или "Журбиных"? Или эпических эпопей вроде "Сибири" Г. Маркова?

 
 
 
Менер Гюсотdon_alesandro on May 20th, 2011 12:58 pm (UTC)
Это интерес к старым, проверенным авторам, дааа.

Новые авторы которые пишут подобное не всегда могут найти своего читателя.
∞o_huallachain on May 20th, 2011 01:10 pm (UTC)
Вот, знаешь, я бы, пожалуй, не без интереса почитала современного автора, который написал бы ну пусть не опупею - а просто толстую книгу о жизни, скажем, ветеринара в городе Слюдянка. Или нефтяника в городе Сургут. Или челнока на Черкизоне. Но не Оксану Робски и не Минаева этого и не это вот поддельное, которое пишут бригады и которое даже в самолёте читать невозможно - несколько лет тому назад было много, "Торговка", "Риэлторша", "Репетиторша" (ваш АСТ, кстати, издавал, если не ошибаюсь) - это всё на самом деле женские слезливые романцы под маской производственного, а именно добротный нормальный производственный роман. Как у Хейли.

Или современный роман воспитания.

Но нету же! Нету!

Или я не знаю?

Кстати, я нишмагла осилить ни "Дорога уходит в даль" бруштейновскую (очень слащаво), ни "Динку" Осеевой (в детстве), ни тем более "Сибирь" и прочие вечные зёвы - на филфаке. Как-то зачёт по актуальной литре перемахнула без них в своё время. Ибо писали они нудно и скучно. Васька Трубачёва, правда, читала, когда во втором классе в больнице валялась с гепатитом, но я там даже роман "Стожары" прочитала, взаперти-то...

Edited at 2011-05-20 01:10 pm (UTC)
(no subject) - don_alesandro on May 20th, 2011 01:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 01:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - don_alesandro on May 20th, 2011 01:35 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 02:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - emelushka on May 20th, 2011 02:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 02:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - emelushka on May 20th, 2011 02:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 03:02 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - emelushka on May 20th, 2011 03:04 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 06:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - emelushka on May 21st, 2011 01:31 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 23rd, 2011 09:57 am (UTC) (Expand)
(no subject) - emelushka on May 23rd, 2011 11:03 am (UTC) (Expand)
(no subject) - yelin on May 20th, 2011 03:02 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 06:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - yelin on May 21st, 2011 12:50 am (UTC) (Expand)
(no subject) - the_toad on May 21st, 2011 11:23 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 23rd, 2011 09:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - egor_13 on May 20th, 2011 01:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 02:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - egor_13 on May 20th, 2011 11:29 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 23rd, 2011 10:02 am (UTC) (Expand)
≠osd on May 20th, 2011 01:34 pm (UTC)
Потому что сейчас идет поколение детей, чьими родителями были те самые 76-82, разочарованные во всем и рефлексирующие по «ах, советскому детству со стеклянными стаканами в автоматах с газировкой». Они же эту матрицу опыта перекладывают на детей с легкостью неимоверной.
Есть спрос — есть предложение.
Я слышал периодически от разных молодых родителей рассуждения на тему, что мол муми-тролли какие-нибудь это фу и бе, муть и вообще непонятно про что, а вот Васек Трубачёв это наше родное. «И вообще, тогда книжки писать умели, а сейчас один Гарри Поттер кругом».
Менер Гюсот: Баронdon_alesandro on May 20th, 2011 01:46 pm (UTC)
Вы знаете, у меня довольно странное мнение почему так произошло, в 90 книжники, в погоне за переводом фантастики и фентези которое росло жуткими темпами, потеряли "обычную" литературу, ей было скучно и как-то неприлично заниматься, да и западных "обычных" авторов переводили маловато, не мове-тон короче. Поэтому случился разрыв, в 00 стали переводить западных "обычных" авторов, которые к этому времени пошли по пути а-ля Сарамаго, глубокие филосовские думы о своей жизни, работе и пр. У нас же эти авторы оказались не "обычными", а авангардом литературы, которого испугался наш читатель, который был не готов к такому прыжку, нынешние русские авторы также стали писать в западном стиле и автоматом выпали из массового читателя. Поэтому к началу 10 мы пришли к тому что появилось устойчивое мнение - нынешняя литература заумная хрень, вот раньше-то было..
(no subject) - osd on May 20th, 2011 01:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 02:28 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 02:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - osd on May 20th, 2011 02:33 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - emelushka on May 20th, 2011 02:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 07:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - emelushka on May 21st, 2011 01:19 am (UTC) (Expand)
(no subject) - lkulakova on May 25th, 2011 05:09 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - sokol_888 on May 20th, 2011 03:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 07:02 pm (UTC) (Expand)
Песни Под Прицелом: tfeognost on May 20th, 2011 01:44 pm (UTC)
В детстве "Сибирь" читал в Роман-газете. А чо такого в ней страшного? )
∞o_huallachain on May 20th, 2011 02:28 pm (UTC)
Скучная очень и нудно написанная, а так ничего :-)
(no subject) - ermenegilda on May 21st, 2011 04:29 am (UTC) (Expand)
(no subject) - umbloo on May 21st, 2011 09:07 am (UTC) (Expand)
Levkonoelevkonoe on May 20th, 2011 01:45 pm (UTC)
Что касается телеканалов Наше кино и Ностальгия, то там фильм по "Журбиным" показывают раз в две недели. Я его иногда смотрю, т.к. там очень интересно рассматривать обстановку, моды 50-х, всякое такое.


Названия рубрик по ностальгии тоже красноречивые:
- Было время! (интонация отчетливая)
- Рожденные в СССР (показывают разных хороших людей, и конечно все рождены в СССР, вывод напрашивается)

и т.д.
Кроме того, просто часами показывают старые программы Время, где в полях радостно собирают небывалые урожаи, в магазинах счастливые трудящие покупают мебеля и пианино для своих новых бесплатных квартир, на курортах колосятся пальмы и счастливые пионеры... в общем полные кубанские казаки.

И молодежь современная, абсолютно лишенная НАШЕГО иммунитета к советскому кондовому вранью, смотрит и видит: в СССР БЫЛ РАЙ.

Ни одним словом никогда эти кадры не откомментированы соответствующим образом.


Edited at 2011-05-20 01:46 pm (UTC)
∞o_huallachain on May 20th, 2011 02:29 pm (UTC)
Ишь. Прямо такие телеканалы! Я и не знала, что они есть. Это российские или украинские или как?
(no subject) - levkonoe on May 20th, 2011 02:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - don_alesandro on May 20th, 2011 02:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 20th, 2011 02:46 pm (UTC) (Expand)
κάτι τρέχει στα γύφτικαcynical_sceptic on May 20th, 2011 05:25 pm (UTC)
Скоро еще "Цемент" Гладкова появится.
∞o_huallachain on May 20th, 2011 06:59 pm (UTC)
И "Бруски" Панфёрова.

Полезла читать вторую ленту - Гешефтер там вспоминал недавно Штемлера. Вполне себе хорошие были производственные романы.

Хотя я "Территорию" Куваева люблю куда больше. Она мощная и, как бы это сказать, её читаешь и не кажется, что ты видишь, как тебя пытаются заинтересовать. А у Штемлера, при всём моём к нему уважении, этот оживляж есть, и немало.
cow_evacow_eva on May 20th, 2011 06:51 pm (UTC)
А я с удовольствием читала Бруштейн и в детстве, и сейчас перечитываю. Очень рада, что пару лет назад смогла купить трилогию взамен вдрызг истрепанных и зачитанных двух старых книг.
Ничего нудного и слащавого не видела там тогда и не вижу сейчас. Вижу талантливо написанную картину жизни на окраине российской империи глазами ребенка. Да, наверно, слегка окрашенную розовым цветом ностальгии по детству, давно умершим любимым родителям и друзьям, и вообще "тогда и трава была зеленее"))).
Меня сейчас даже не раздражают революцьённые идеи и прочие вроде бы невместные сейчас взгляды и пр. Точно также как не смущают "комиссары в пыльных шлемах" любимого Окуджавы.
И у Гайдара есть кое-какие неплохие вещи (хотя перечитывать его пока не хочется))).

Возможно также, что этот ассортимент - это реакция на перепроизводство Гроттеров и чернухи и пресыщенность лавсториями сладких вампиров и трепетных школьниц.
∞o_huallachain on May 20th, 2011 07:11 pm (UTC)
Я её, как и Осееву, несколько раз принималась читать, но не шмагла совершенно. С души воротит.

Вот что из детской литературы советских времён я считаю очень, очень талантливым - так это "Белеет парус одинокий" Катаева. Именно первую часть, остальные сильно слабее, на мой взгляд.
Тхорзофреткаkroko100 on May 20th, 2011 07:01 pm (UTC)
А я вообще считаю советскую литературу вполне себе детской и подростковой - она такая незамутненная, что ли.
Ее хорошо читать - она такая далекая от сегодняшних реалий, что кажется почти фантастикой.
∞o_huallachain on May 20th, 2011 07:09 pm (UTC)
Так она такая и есть. Уже, по-моему, нет большой разницы - читать Гоголя про чиновников в департаменте или Васька Трубачёва. И то и то уже безмерно далеко, и скоро уже и Васька надо будет снабжать комментариями.
(Deleted comment)
∞o_huallachain on May 22nd, 2011 01:55 pm (UTC)
Не было. Но, кстати, его каждый почти год переиздают.
umbloo: Кладжо Бианumbloo on May 21st, 2011 09:19 am (UTC)
Так в том и дело, что современной замены нет. Из попадавшихся мне романов "про сейчас" (ну, на самом деле, про 90-е) я смог осилить (и с большим удовольствием) только "Журавлей и карликов" Юзефовича - которые, по-моему, правда очень хорошие. А нынешних непереводных хороших книг "для школьников" особо не замечал вообще - хотя проглядываю, что племянница читает. И да - как и я, росла она на подшивках "Пионера", оставшихся от её матери и моей старшей сестры - 1966-1970 годы (лучшие для этого журнала, на мой взгляд).
"Журбины" и "Библиотека рабочего романа" вернутся вряд ли, а Панову берут (и, опять же, правильно делают, по-моему).
А уж если возьмутся переиздавать "Великого Моурави" Антоновской, единственный роман, получивший сразу две сталинских премии (за полный и за сокращённый варианты) - я возликую. При том что Антоновская там творила с источниками и историческими персонажами жуткие вещи, конечно... Но АСТ первый том выпустил и забросил, а права, небось, по сей день держит...
∞o_huallachain on May 23rd, 2011 09:55 am (UTC)
Для школьников совершенно точно ничего нет, и на этом фоне идут в ход практически любые старые книги - что Чарская, что Васёк Трубачёв, что классика вроде "Кондуита и Швамбрании". Для школьников - только переводное и фантастика/фэнтэзи, что, понятное дело, не всех устраивает.

Воллиsalome_lou on May 23rd, 2011 09:48 am (UTC)
Нет госзаказа описывать действительность, нет общественного или государственного отклика на литературу, вот и самой литературы нет.

Ностальгия по советскому здесь, имхо, просто как ностальгия по ближайшему историческому периоду. Условно говоря, вот сейчас все чтут ветеранов 2МВ, а ветеранов 1МВ никто и не вспоминает, хотя разница-то между войнами 30 лет и масштаб трагедии в общем-то сопоставим.
∞o_huallachain on May 23rd, 2011 09:52 am (UTC)
А на что сейчас вообще есть общественный отклик? И что касается госзаказа - вот не уверена, что, имейся таковой, книги типа производственных романов писались бы. Вон посмотри, георгиевские ленточки - когда они только появились, несколько лет назад, за ними гонялись. А сейчас тренд, по моим наблюдениям, сменился на обратный: стало скорее впадлу их навешивать на машины и тд. И это не то чтоб народ вдруг проникся идеей, что ленточки это фальшиво и пошло. Это народ откликнулся на государственное их навязчивое впендюривание (иного слова и не подберу).
(no subject) - salome_lou on May 23rd, 2011 09:57 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on May 23rd, 2011 10:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - salome_lou on May 23rd, 2011 10:01 am (UTC) (Expand)
Грешник37greshnik on May 23rd, 2011 06:46 pm (UTC)
Если под это дело обширно переиздадут, допустим Трифонова - ну чисто потоком подхватит - и то благо.

Вообще, "проза будущего - проза бывалых людей", как в своё время утверждал Шаламов, и я с ним согласен. Писателю не то, чтобы обязательно быть проваренным в семи котлах Кузьменковым, а то и промороженным в концлагере Шаламовым - но желательно быть таковым. Экзистенциальный опыт таланта не заменяет, но всеполезен как фактура.
∞o_huallachain on May 27th, 2011 03:47 pm (UTC)
Насчёт опыта согласна на 100 и более %.

Да и по поводу детлитры... ну, мне не понравилась Бруштейн и Осеева. Но Катаев, Кассиль, Ян Ларри, Фёдор Кнорре и прочие - понравились, и писали онивсе, включая Осееву и Бруштейн,вообще-то весьма здорово, и уж с теперешней пустотой не сравнить. Что вообще сейчас "для детей и йуношества", кроме фэнтэзи и фантастики и деццких детективов?