∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

Онега-2011: Петрозаводск - Кондопога - Сундозеро - мыс Сухой Наволок

Эта экспедиция была, пожалуй, не менее объёмна, чем прошлогодняя, когда мы объездили самые разные места Прибайкалья. Конечно, таких долгих переездов, как в прошлом году - чтоб двадцать восемь часов в дороге с одного места на другое - в этом году не было, и это только к лучшему. Но всё равно - повидать удалось много. И это я ещё не во все маршруты ходила и не поехала в конце экспедиции в Кижи, предпочтя им прогулку по Петрозаводску.

Итак...

Итак, по порядку.

Первый день начался рано и оказался суматошным и длинным. Выгрузились, поели в какой-то невнятной столовке у вокзала, скрывавшей пошлое общепитовское нутро под пышной вывеской "Кафе "Карелочка". Дальше дети поехали на экскурсию в музей, а мы с выпускниками - закупать хлеб, овощи, детали для лодочного мотора, бензин и тёплую фуфайку мне, потому что свою я забыла дома на вешалке. Ели пироги-рыбники, кормили чаек (они там как голуби - кормятся на помойках, попрошайничают). Попутно купили на рынке литров пять вкуснейшего жирного молока. Добрались до музея, воссоединились с группой и отправились на первое место стоянки - на Райгубу. С заездом по дороге в Кондопогу.

О Кондопоге я знала только, что несколько лет назад там были стычки между местными и кавказцами, и что там целлюлюзно-бумажный комбинат. Оказалось - это маленький пересечённый каналом городок, в котором старые дома соседствуют со сталинками, а сталинки - с помпезными зеркально-высотными зданиями новейшей постройки. Через Кондопогу мы только проехали - целью был не сам город, а деревянная Успенская церковь, которая находится несколько в стороне от города, на берегу озера.

Церковь построена в 1774 году. Считается одним из самых красивых деревянных храмов Севера. Я, правда, с этим не согласна - церковь в Красной Ляге под Каргополем, да и Лядинский ансамбль мне нравятся больше. но и эта церковь хороша - высокая, стремящаяся вверх. И стоит красиво - на самом берегу. Наверное, очень хороша, если смотреть с воды.

У церкви - могила земского врача: тяжёлый чугунный крест.

В самой церкви - необычайной красоты деревянные "небеса". Снаружи - резное высокое крыльцо. С него хорошо смотреть на озеро.

От Кондопоги мы приехали в посёлок Райгуба, что на берегу Сундозера.

Сундозеро, конечно, не сравнить по размером с Онего - Онего почти море, а Сундозеро всё же куда менише. Но и оно огромно. Мы стояли на берегу мелкого залива. Были жаркие солнечные дни, и вода прогревалась до немыслимых, казалось бы, на Севере температур - до 26 градусов. Плавать можно было часами... Особенно хорошо было, если отъехать на лодке подальше.

А какие закаты там были - тихие, долгие, с малиновыми полосами во всё небо!..

Вблизи от берега было несколько низких островков с полузатопленными берегами. Берега заросли камышом и тростником.

И пошла-побежала обычная экспедиционная жизнь: маршруты (в том числе в близлежащий посёлок Гирвас, в карьер), лекции, лабораторные опыты, разнообразные замеры...

А ещё - игры в футбол, в бадминтон, набеги на земляничные поляны - весь лес пропах спелой земляникой. И прочие экспедиционные развлечения.

От Райгубы мы направились на Онежское озеро, на мыс Сухой Наволок, у впадения в озеро речки Тубы. Это далеко. По дороге проехали несколько городов и шлюзы. Жаль, не удалось остановиться у шлюзов. Спешили.

А Туба - это такой маленький рай.

Заросли иван-чая. Пологие скальные берега, на которых так приятно валяться на солнце. Или вечером, когда они всё ещё тёплые, прогретые за день. Неширокая река, впадающая в озеро. Огромные камни у берега. Сосны. Плавать часами.

Чудесная розовая галька на берегу.

Ясные долгие закаты. Когда на небе - ни облачка, а день угасает медленно-медленно.

Tags: Кондопога, Онежское озеро, Райгуба, Сундозеро, мыс Сухой Наволок, экспедиция

Comments allowed for friends only