∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

  • Mood:

Алексей Маврин. "Псоглавцы"

Поддавшись голодным воплям унутреннего копрофага, я прочитала "блестящий дебютный роман Алексея Маврина, первый в России роман о «дэнжерологах», людях, охотящихся за смертельно опасными артефактами мировой культуры".

*тут должно быть пламенное объяснение перед 37greshnik, почему я читаю какую-то херню и не читаю прекрасного Кузьменкова. Тов. Камнев! Виновата, осознала, исправлюсь!*

На обложке кем-то из "Русрепа" игриво написано "Стивен Кинг в гостях у Алексея Иванова". Это полное враньё. От Стивена Кинга там только "удушливая атмосфэ-э-эра" полувымершей русской деревни (нынче, похоже, модно писать про полувымершую русскую деревню) и псоглавец на фреске, поворачивающий голову то к двери, то от неё, а от Иванова вообще ничего. Заметим, что и Стивен Кинг, и Алексей Иванов писать умеют более чем хорошо. В отличие от автора сабжа.

Книга примерно на треть состоит из рерайтинга выбранных мест из википедии. Что, каэш, завораживает. Ещё там обильный то ли продакт плейсмент, то ли привязка к хронотопу при помощи упоминаний магазина "Экспедиция" и его товаров, а также Fujifilm, мэйл-ру, твиттера и нашей с вами жэжэшечки. Ещё упоминаются В. Пропп и Леви-Стросс, а некоторые места из их книг также подвергнуты рерайтингу.

Сюжет вызывает неудержимое déjà vu, точнее - déjà lu. Штамп на штампе. Троица городских, ничего паче твиттера и лайвджорнала не знающих, отправляется в деревню вблизи бывшей зоны и раскольничьих скитов (всем бояццо полчаса), чтобы исследовать местный социум и его обычаи и снять со стены церкви таинственный артефакт - фреску с изображением собственно псоглавца. Там они обоняют удушливую атмосфэ-э-эру (в буквальном смысле тоже - кругом деревни горят торфяники), видят стандартные свинцовые мерзости русской жызне - алкоголизм, воровство, беззаконие, драки и тд, а главному герою также навязана любовная линия (какая ж песня без баяна, а пейзанки по-прежнему любить умеют).

Написано довольно коряво. Образы героев из чистого картона, никаких красок, только контуры: трое городских - один сетевой дрочер, один любитель дискуссионов на форумах и в жж, один малоопределённый как бы хипстер, любитель кафешек, Домбая и Хургады - он же главный герой. Несколько деревенских: жмот, кулак и мироед Мурыгин, бывший зэк и вор Саня Омский, брутальный и дебильный Лёха Годовалов, полунемая девушка Лиза и её мать. Герои совершают предсказуемые действия в пейзажах и интерьерах: пыльные дороги, дымящиеся торфяники, облупленная старая церковь, полузаброшенная деревенская школа. Пейзажи и интерьеры автору удались несколько лучше, чем герои и их действия. Имеются саспенс в виде шастанья невидимых псоглавцев по школе и в других местах и экшн в виде погони псоглавцев за героями, пытающимися скрыться на дрезине, а потом в заброшенной церкви.

Энд относительно хэппи: псоглавцы никого не задрали, а главный герой смог-таки, хоть и не без посторонней помощи, увидеть в деревенской девушке Лизе Глубокую Внутреннюю Культуру.

Что интересно: последние несколько страниц в книге действительно стоит прочитать. Это когда всё уже кончилось, и главный герой и бог-из-машины, охранник дачи местного князька, а на самом деле исследователь-"данжеролог", рассуждают про нарушения границ, объекты веры и замаскированные под них общественные функции. Можно, конечно, и их не читать, ибо и там ничего революционного не сказано. Но, как бы там ни было, мне они показались наиболее стоящими из всего "блестящего дебютного романа".
Tags: читаю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments