∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

А. Лазарчук. "Кесаревна Отрада между славой и смертью"

Лазарчук - как рок-группа "Procol Harum", которая играла замечательный рок. Написал книги, которые по формату вроде фантастика-фантастика, а по сути к ним приложимо только выражение "из ряду вон": настолько он не в одном ряду с остальной всякой фантастикой-фантастикой. Как Пелевин. Как Столяров. С которыми вместе они когда-то именовали себя нескладным словом "турбореалисты" - вроде бы именно для того, чтоб отличиться от фантастики-фантастики.

И, как рок-группа "Procol Harum", Лазарчук почему-то так и не стал настолько популярным, известным и почитаемым, как некоторые из тех, кто писал в одно с ним время.

Почему - мне непонятно.

Допускаю, что именно из-за этого "из ряда вон": покупая в отделе фантастики книжку фантастики, читатель ждёт уж рифмы "розы" - что это будет стандартная обычная фантастика: несложная, предсказуемая и кишащая использованными образами, словно тухлая рыба опарышами. А тут не пойми что - и сюжет слишком запутанный и рваный, и героев слишком много, и предложения слишком длинные, и сумасшедшинка, и вообще кому оно такое нужно, когда рядом стоят метры привычной, как разношенные домашние тапки, фантастики.

А может, были другие причины.

Кому как, а я считаю его "Опоздавших к лету", "Транквилиум" и "Всех, способных держать оружие" вершинами фантастики последних двух десятилетий. Книги, от которых не оторваться.

А вот "Кесаревну Отраду" я долгое время не решалась читать. Потому что это фэнтези. Потому что это мало того что фэнтези, это ещё и славянское фэнтези. В двух томах.

И зря.

Это действительно "славянское фэнтези". Если расставлять тексты по жанрам, то в этой книге найдётся множество признаков именно его, родимого. Но почему-то оно не ходульно и не слащаво и вообще какое-то не такое.

А если абстрагироваться от жанра - это бешеного драйва книга, от которой невозможно оторваться. Которая обладает удивительным и немногим книгам присущим свойством - слова прямо перед глазами превращаются в картинки, в звуки, в запахи, и ты уже внутри этого сюжета и этих миров, и это длится, длится, длится, а когда всё-таки вынырнешь, выдернутая из книги телефонным звонком или ещё каким-то сигналом мира настоящего, то на секунду недоумеваешь: как же так, тот мир - это просто книга? А потом с предвкушающим удовлетворением смотришь на прогресс-бар внизу экрана. Ещё много, ещё долго, ещё далеко до конца.

Так я читала книги в детстве. Мало книг, которые я по-прежнему читаю так.

И даже нарочитый хэппи-энд, подаренный героям после миллиона терзаний, эту книгу не портит. Живы, счастливы, поженились - ну и ладно. Пусть им, в их мире, будет хорошо.

А ещё эта книга, как и другие длинные романы Лазарчука, очень визуальна. Так и просится снять по ней сериал. Аниме. Чтоб воплотить все чудеса, которые пока что существуют только в тексте.
Tags: littérature, читаю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments