∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

Categories:

Наталья Шнейдер, Дмитрий Дзыговбродский. "Сорные травы"

"Сорные травы" - это фантастический роман. Про конец света.

Апокалипсис начинается прямо в первой главе. Без мук и без объяснимых причин гибнет пятая часть населения Земли. От чего, неизвестно. В частности, погибают все дети в возрасте до трёх лет. Дальше - больше: восставшие из мертвых, катастрофы, неведомые цветы асфодели, прорастающие на кладбище. Казалось бы, типичный набор страшилок. В набор также должны включаться героический герой и героическая героиня (или же негероическая героиня, оттеняющая своим негероизмом героизм героя и то и дело попадающая в смертельно опасные ситуации, откуда герой её красиво и героически спасает).

Герой и героиня есть. Он - хирург, она - судмедэксперт. И смертельно опасные ситуации есть, и спасение из них. А вот супергеройства нет. Они - обычные люди. Они устают, нервничают, ошибаются, им бывает страшно, мерзко и тяжело.

И чего ещё нет, так это назойливого ощущения вторичности, так характерного для, увы, многих постапокалиптических книг.

На самом деле в обёртке (пост)апокалиптики скрыто два других жанра.

Во-первых, это добротный реалистический производственный роман.

Не знаю, много ли ещё любителей у этого жанра, но мне он всегда казался одним из самых интересных. Невозможно везде побывать, невозможно испробовать все профессии на свете, но если про них написаны книги, можно про них почитать - про мелкие рабочие детали, про обыденности и чрезвычайности, про то, какая это работа. Кому как, а для меня с хорошим производственным романом не сравнятся никакие выдумки про драконов и принцесс.

Будни медиков в "Сорных травах" описаны подробно, даже дотошно - как-никак у одного из авторов, Натальи Шнейдер, медицинское образование и соответствующий опыт. Может, кому-то их изображение покажется несколько натуралистичным - но авторы и не задавались целью писать сладенькую сказку. Однако в книге вовсе нет ни уклона в медицинский цинизм, ни сладостного смакования чернухи и физиологических подробностей. Работа медиков обрисована ясно, но как бы чуть отстранённо: как будто быт больницы в провинциальном городе осветили светом мощной лампы, что в ходу в операционных, и стало видно всякое, и хорошее, и плохое.

Во-вторых - это семейная драма. Или семейный роман воспитания, если угодно.

Семья главных героев на грани распада - не столь уж и парадоксально, что от полного распада её спасает именно начавшийся конец света: в одиночку выживать труднее. А в столкновении с по-настоящему ужасным постепенно выясняется, что раздоры раздорами, измены изменами, но есть вещи куда первичнее: взаимное доверие человека к человеку. Уверенность, что твою спину прикроют во что бы то ни стало, что, когда придёт, казалось бы, край, тебя не бросят и не предадут. Любовь ушла? - может быть. Она вернётся? - может быть. Не ушло и осталось чувство ответственности. И, может быть, оно не менее важно, чем любовь. А может быть, и более важно.

Ну и, наконец, это всё-таки постапокалипсис. Хитро закрученный на библейских аллюзиях, местами действительно очень страшный. И чем он закончится - мы пока не узнаем. Потому что вторая, завершающая книга ещё не вышла.
Tags: littérature, читаю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments