?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 April 2013 @ 08:24 pm
А. Иванов, "Комьюнити"  
Зачем я это прочитала? Because I can.

Ну, и ещё чтоб понять, действительно ли всё так плохо и действительно ли это "Комьюнити" ещё хуже, чем "Псоглавцы".

Ага, хуже.

В "Псоглавцах" хоть сюжет был какой-никакой, а также критический реализм в виде описания вымирающей деревни. Пусть там были слегка переписанные цитаты из википедии, пусть была какая-то нестрашная мистика, пусть были пейзанки, которые тоже любить умеют, отштампованные конвейерным способом интеллигенты и прочие нескладицы. Но "Псоглавцы", если сравнивать с "Комьюнити", были читаемы.

"Комьюнити" - это удивительное, почти совершенное "ни о чём". Сюжет бестолковый и вязкий а-ля "матрица имеет всех". Герои не просто из картона - они из такого картона, из которого делают коробки для телевизоров: из толстого, шершавого и пустотелого. Опять уйма сведений (про чуму и связанные с ней суеверия), надёрганных со всяких справочных ресурсов. Причём, что характерно, мне именно это показалось чуть ли не самым интересным в книге. Нудный, местами практически канцелярский слог. А уж типа молодёжный типа сленг, которым изъясняется одна из героинь - ох, стыдоба какая-то. Не сленг это и не молодёжный, все эти "ёпстудеи", "зусманы" и "Гомзишь мне всё своими опистархозами мажорными!"

При этом - суровый замах на "обличение" современной жизни (в виде айфонов и интернета), на эдакий антиконсьюмеризм и тд. В общем, город - кубло разврата, сплошные менеджеры с айфонами, в нём всё фальшиво и ужасно. По тексту разбросаны реалии московской жизни - герои посещают кафе ArteFaq, читают журнал "Афиша" (с Данилкиным он поссорился, что ли?); не обошлось и без дежурного пинка в сторону митингующей оппозиции. Бренды одёжек главгероя и их цвета перечислены с пугающей точностью, как будто это сеты на polyvore.com; непонятно, правда, почему он поддерживает потенцию не честной "виагрой", как Моржов в "Блуде и МУДО", а какими-то неведомыми "дженериками".

Видимо, для придания антуражу в книге есть вставки как бы цитат из сетевого общения, нарочито безграмотных (надо же пнуть подсевших на интернет и не видящих за ним Сути).

Зато! Топография книги практически безупречна. Никаких тебе безымянных "он шёл по улице и свернул налево". Все улицы названы своими названиями, все повороты точно как надо, и даже как доехать на улицу Кубинку - тоже правильно. Интересно, как он это сделал - сверялся по яндекс-картами и яндекс-панорамам?

В общем и целом, вот что хочу сказать.

Некоторым оффтопом. Был такой писатель-деревенщик Василий Белов. Писал про деревню. Хорошо писал. Нравилась ему деревня. А потом вдруг ка-а-ак написал обличительный роман "Всё впереди". Всё про то же: про Москву как кубло зла и гнездилище разврата, про то, как злобный город пожирает человеческое в людях, в то время как в деревне хранится вековая духовная мудрость, а ещё городские смотрят порнуху, то есть изменяют своим супругам духовно, и норовят свалить в Арканзас, потому как евреи (почему в Арканзас? Ну ладно, в Арканзас так в Арканзас). В общем, много страниц брызгания жёлчью. Злобного и очень, очень скучного.

Вот и у Иванова примерно так же. Пока он писал про то, в чём он находил что-то, вызывающее любовь - он писал так, что не оторвёшься. А как начал обличать - упс.

"Человек - это его айфон", повторяется в книге невесть сколько раз. Может, уже купить Иванову этот айфон? Или самсунг на андроиде.
 
 
 
(Deleted comment)
∞o_huallachain on April 21st, 2013 04:53 pm (UTC)
В смысле каком? Не поняла.
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on April 21st, 2013 05:16 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on April 21st, 2013 05:22 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on April 21st, 2013 05:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - izrafil on April 21st, 2013 05:26 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:40 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:37 pm (UTC) (Expand)
roman_shmarakovroman_shmarakov on April 21st, 2013 05:40 pm (UTC)
это лишний раз говорит нам о том, что прозаику, в особенности работающему в крупных формах, всет'ки нужен ум
хучь какой, а нужен
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:53 am (UTC)
Да работал же он в крупных формах, работал... То-то и странно, что при эээ смене тематики или при смене настроения у него всё отключилось. Или Вы полагаете, что у него всё написано эээ на ощущениях и представлениях, а не на основе ума?
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 09:59 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 10:15 am (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 10:25 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:35 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:48 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 22nd, 2013 12:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:29 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 10:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 01:30 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - roman_shmarakov on April 22nd, 2013 01:32 pm (UTC) (Expand)
GerDadrelian_gerd on April 21st, 2013 07:16 pm (UTC)
В США это называлось обличение общества потребления и было модно n лет назад. И до наших палестин добралось. Бедное общество потребления. Все его обличают, никто его не любит :(
(Deleted comment)
(no subject) - 37greshnik on April 22nd, 2013 05:19 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 09:36 am (UTC) (Expand)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 05:20 am (UTC)
"Не прошло и четырнадцати лет, как парижская шляпка украсила голову бухарской модницы". (с) Набоков, не помню из какого рассказа.
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 03:24 am (UTC)
"с Данилкиным он поссорился, что ли"?

Не похоже. Данилкин по прежнему хвалит всё, что пишет Иванов, включая и эту книгу.
Это просто символ такой: заматеревшие в боях, шрамированные, усталые московиты отдыхают после набега на Нижний Тагил и Челябинск - едят с ножа непрожаренную баранину, отирая усы журналом "Афиша" и прихлёбывают медовуху из выдолбленного черепа трофейного полпреда Холманских.

Скрылся в налете тумана Скрелингов остров, земля;
Дрожью святой Океана зыблется дрожь корабля.
Море, и небо, и море — к Северу путь без границ;
Дико звучат на просторе крики чудовищных птиц.
Медленно ходят по воле первые дерзкие льды. —
Викингам любо раздолье, дали холодной воды.
Любит безвестности Эрик, далью захвачен варяг
(Где-нибудь выглянет берег, где-нибудь встретится враг!).
Знает он все побережья, всюду рубиться был рад:
С Русью ходил в Обонежье, плавал по рекам в Царь-град,
Грабил соборы Севильи, видел останки Афин…
Парус, развейся, как крылья! челн, полети, как дельфин!
Анунд, скиталец угрюмый, смотрит на зыби зыбей.
Вольно ширяется дума в волнах, как птица морей.
Истинный викинг ни ночи в хижине дымной не спит,
Истинный викинг не хочет на ночь повесить свой щит;
Пенистый рог не веселье пить среди женщин и дев;
В челнах — всегда новоселье, в волнах — не молкнет напев.
Горм распахнул свою шубу, вновь он доволен судьбой:
Скоро заслышит он трубы, трубы, зовущие в бой.
Выйдет старик, как берсеркер, душу потешит в бою…
Дуй, куда вздумаешь, ветер! мчи, куда хочешь, ладью!
С кем бы ни бой, что за дело! Горм жаждет биться сплеча!
Страшно в жилище у Гелы, жданная смерть — от меча.

Почему-то я всегда представлял Эрика, Анунда и Горма в малиновых пиджаках, при волынах, рыжье, дорогих котлах и на драккаре с кенгурятником. Только Свена среди них нет - этот типаж остался в прошлом, потерянный где-то между Афинами и Севильей.

А когда застонет буря, снег подымется, как тучи;
Брови белые нахмуря, Один ринется могучий.
Дев-валькирий вереницы заторопят черных коней,
Будут крики без границы, будет стук мечей о брони,
Будет скачка, пляска, бубны, будет бой в безумном вое...
Из могил на голос трубный встанут древние герои.

Пышны северные зимы, хороши морозом жгучим!
Дни проходят, словно дымы, дни подобны снежным тучам.
Поспешай на быстрых лыжах, взор вперяя в след олений,
Жди моржей космато-рыжих, бей раскидистых тюленей,
Встреть уверенной острогой хмурых медленных медведей, --
Смейся, смейся над тревогой, в песнях думай о победе!
Пышны северные зимы, образ будущей Валгаллы!
Дни проходят, словно дымы, время вечность оковала.

P.S. К чему бы эти реминисценции? Наверное к тому, что я пытаюсь смотреть прославленный сериал "Бригада". Лучше бы я тоже этого не делал.

Edited at 2013-04-22 03:33 am (UTC)
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:45 am (UTC)
Самоистребительное - и по сути лишённое созидательного - начало в бандюках ты подметил точно.

А что "Бригада"?
(no subject) - 37greshnik on April 22nd, 2013 12:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 02:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 22nd, 2013 06:21 pm (UTC) (Expand)
GerDadrelian_gerd on April 22nd, 2013 03:08 pm (UTC)
> Не похоже. Данилкин по прежнему хвалит всё, что пишет Иванов, включая и эту книгу.

Он её очень альтернативно хвалит. На словах - да, как будто защищает. А на деле - одна звёздочка. Т.е. его "защита" это из жанра "да, ужас, но не ужас-ужас-ужас".
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 03:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 23rd, 2013 07:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 24th, 2013 06:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - 37greshnik on April 25th, 2013 02:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - o_huallachain on April 25th, 2013 08:58 am (UTC) (Expand)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 05:30 am (UTC)
"А потом вдруг ка-а-ак написал обличительный роман "Всё впереди". Всё про то же: про Москву как кубло зла и гнездилище разврата, про то, как злобный город пожирает человеческое в людях, в то время как в деревне хранится вековая духовная мудрость, а ещё городские смотрят порнуху, то есть изменяют своим супругам духовно, и норовят свалить в Арканзас, потому как евреи (почему в Арканзас? Ну ладно, в Арканзас так в Арканзас). В общем, много страниц брызгания жёлчью. Злобного и очень, очень скучного".

О, а вот это я прочитаю, спасибо! Я люблю такие утробные, нутряные, чревные проповеди в жанре "погнали наши городских". Шоб про духовность и коровий навоз, оскульптуренный трудолюбивыми, сизифьими лапками жука-проныры, символизирующего в глазах автора простого крестьянина, надежу-мужика, которым только и жива Россия.
∞o_huallachain on April 22nd, 2013 09:49 am (UTC)
Инджой, в бумаге его разве что в букинистическом найти, у меня было в журнале "Наш современник", но я эти журналы выкинула на крутом повороте жизенной дороги. А на флибусте лежит. Там ещё много про алкоголизм и про присущее женщинам блядство, а также про торнадо в Ивановской области в 1984 году. Если правда осилишь, расскажи, что ты по его поводу думаешь.

http://www.libex.ru/detail/book261314.html У нас вот есть он у букинистов, за стольник, хочешь, куплю и вручу тебе по приезду?

Edited at 2013-04-22 09:57 am (UTC)
Грешник37greshnik on April 22nd, 2013 12:47 pm (UTC)
Нет, я продегустировал его на флибусте и решил на сём пиру духа не задерживаться.
(no subject) - o_huallachain on April 22nd, 2013 02:13 pm (UTC) (Expand)
Ольга: яyelin on April 24th, 2013 05:50 am (UTC)
Надо же. Деревенские рассказы до сих пор в школе проходят. А этот роман я знаю только по стихотворению Левина "Собирались сионисты в синагогу на шабаш..."
Ну может быть и от Иванова что-нибудь в школьной программе останется.
∞o_huallachain on April 24th, 2013 06:06 am (UTC)
Может, и программу наконец как-нибудь по-другому сделают...