∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

Тбилиси: что и как

Я съездила в Тбилиси (а на обратном пути ещё и заехала погулять в Баку), и это было прекрасно.

Мне очень понравился и город, и люди. Следующей осенью, возможно, съезжу ещё, по-другому распределив время: чтобы побывать не только в Тбилиси, но и в Батуми, и в Баку побыть подольше. Например, в каждом из городов по три дня. Но это в неопределённом будущем, а пока - про Тбилиси.

Почему туда стоит ехать?

Потому что там красиво и интересно. Потому что это старинный город, который достоин посещения никак не меньше, чем, например, Стамбул.













Как добраться до Тбилиси.

Можно прямым самолётным рейсом. Следует сказать, что таких рейсов мало и они запросто могут оказаться дороже, чем те, что с пересадкой. Я летала туда компанией "Белавиа" через Минск, обратно Азербайджанскими авиалиниями через Баку. Можно также летать с пересадкой через Армению, или лететь до Еревана и потом ехать на поезде (ночном) или на маршрутке. Россиянам виза не требуется, штамп просто ставят в загранпаспорт на границе.

Сразу по прилёту, в аэропорту, можно (и нужно!) купить местную сим-карту, если предполагается пользоваться телефоном и интернетом. Я купила карту сотовой компании MAGTI, есть ещё Geocell, чем он лучше или хуже по покрытию и условиям - не знаю. MAGTI меня вполне устроила. Положенных на карту 40 лари (=800 рублей) вполне хватило на неделю мобильного интернета и на несколько звонков по городу, а больше и не надо было.

Центр города покрыт бесплатной сетью вай-фая с трогательным названием:



Но это только центр, и вайфай этот довольно небыстрый, так что мобильный интернет стоит иметь.

Также в аэропорту можно (и нужно) сразу снять местных денег. Или поменять. Есть и банкоматы, и обменник. Лари - это примерно 20 рублей. В одном лари 100 тетри. Если от аэропорта предполагается ехать не на такси, а на автобусе, то надо эти деньги поменять на металлические монетки, так как касса в автобусе принимает только их.

От аэропорта до Тбилиси можно добраться на такси (их уйма, цена 20 - 30 лари в зависимости от желания и умения торговаться), на автобусе №37 (останавливается в минуте ходьбы от терминала аэропорта, стоит 50 тетри, идёт через весь город до железнодорожного вокзала через несколько станций метро). Можно поехать на электричке (на сайте можно посмотреть расписание). Жд станция тоже в минуте ходьбы от аэропорта.

Где остановиться. Город буквально увешан вывесками "Hostel", "Hotel" и тд. Гостиницы выглядят по-разному и стоят, конечно, по-разному тоже. Имеет смысл ориентироваться на отзывы на booking.com или ostrovok.ru. Стоит учесть близость метро, потому что метро в Тбилиси есть, но неразветвлённое.

Что ещё нужно сразу учитывать и понимать:

- грузинский алфавит не похож ни на кириллический, ни на латинский, он вообще ни на что не похож. На непривыкший взгляд он кажется очень чуждым, при этом таблички с названиями улиц, вывески магазинов и прочие уличные знаки почти нигде не дублируются русским (разве что на окраинах, где они явно остались ещё с советских времён) и довольно редко - английским.

- на территории Грузии не действуют яндекс-карты. Работают Google maps, но их нельзя скачать и пользоваться ими оффлайн. Поэтому нужен интернет. Более того, гугль-карты не очень точны, а улицы в Тбилиси, в старой его части, бывают узкие, маленькие и переходящие в лестницы, а потом снова в улицы, и на карте они могут быть просто не обозначены. Можно взять (бесплатно!) туристический буклет с картой города в туристических информационных центрах. Один такой центр есть в аэропорту, другой - на ул. Руставели, дом 3 (в вестибюле музея). Кроме карты (весь город, метро и отдельно крупно центр), в буклете есть перечень основных достопримечательностей, ресторанов и кафе и тд, но он весьма неполный, так что советую на него особо не опираться, а просто ходить и гулять там, где показалось интересно.

Многие точки (общепит, достопримечательности, транспорт, банки) нанесены на 4square, но, скажем так, далеко не все. Пока я там пробыла, самолично добавила много точек. Что советую и всем, пользующимся 4square.

В городе много банков и отдельно стоящих банкоматов. Многие магазины, рестораны и кафе принимают оплату банковскими картами. Что прекрасно, особенно если сравнить с Абхазией, где всё это невозможно.

Город огромный. Когда мы заходили над ним на посадку, я изумилась его размерам. Но старая его часть, которая интересна для осмотра и прогулок, не так велика. Везде можно добраться просто пешком (что я и делала). Но! Нужна хорошая, очень надёжная обувь. Особенности местного рельефа - постоянные подъёмы и спуски, лестницы и просто брусчатка: город лежит в долине реки Кура, по её довольно крутым склонам. Без удобной обуви стёртые ноги неминуемы.







Проблем с ориентированием по городу у меня не было, несмотря на запутанные улочки - именно в силу его рельефа. Если спускаться, то рано или поздно выйдешь к реке, а от неё уже понятно всё остальное. Через реку ведут несколько мостов, все они находятся достаточно близко друг от друга.

Транспорт по городу:

- такси. Их множество, достаточно рукой махнуть - и остановятся.

- автобусы и маршрутки. Они жёлтого цвета, видно издалека. Вот сайт, на английском, с перечнем всех маршрутов городского муниципального транспорта, он даже строит их маршруты на карте. Стоимость проезда - 50 тетри. Автобусов и маршруток - тьмы и тьмы и тьмы. Но. Все надписи, маршрут на них самих - на грузинском. Поэтому надо спрашивать водителя или пассажиров, идёт ли этот автобус или маршрутка туда, куда надо. Названия остановок тоже на грузинском. В Тбилиси есть новаторские табло, где показано, какие именно номера наземного транспорта здесь ходят и через сколько придёт следующий. Надписи на них дублируются на английском. Также на остановках бывают вывески с QR-кодом (его вообще в Тбилиси почему-то полно). В автобусах действует карта метро, также можно расплатиться монетами (в автомат). Практически в каждом автобусе есть контролёр. Но он не может взять плату за проезд, оплата только через кассу. Интересно, что если сначала сесть на метро, а потом в течение часа - на автобус, оплатив проезд картой метро, то деньги за поездку на автобусе с неё не снимутся. Касса выдаст билет, но на нём будет указана цена в 0 тетри.

- метро. Небольшое, очень глубокое, практически никогда не переполненное. В основном советской ещё постройки - открыто в 1966 году. Стоимость проезда 50 тетри. Сначала надо купить электронную транспортную карту (она стоит 2 лари, действует на весь наземный транспорт, кроме фуникулёра). На неё положить деньги, там же, в кассе метро - сколько нужно. И пользоваться. Залоговая стоимость возвращается (нужен чек, который выдают при покупке), я свою себе оставила в виде сувенира. На схеме метро (висит на каждой станции) названия дублированы на английском; в поездах названия объявляют тоже на двух языках: сначала на грузинском, потом на английском.



- канатная дорога. Ведёт из парка Рике до вершины Сололакского хребта, где расположена старинная крепость Нарикала. Стоимость проезда в одну сторону - 1 лари.



- фуникулёр. Поднимается на гору Мтацминда, где есть парк с аттракционами и колесом обозрения, рестораны, пантеон. На него нужна своя карточка, стоимость проезда 2 лари, по этой же карточке можно в самом парке пройти на аттракционы.







Еда. Цены в ресторанах и кафе существенно ниже московских. Порции - такие, что в одиночку съесть практически нереально. Например, заказываешь сациви, и тебе приносят большую стеклянную лохань, заполненную нежнейшим соусом баже, в котором потонула как минимум половина куриной тушки. Также очень вкусное домашнее вино - в кафе-ресторанах и в винных подвальчиках. В совсем уж пафосные заведения я не ходила, как и в те, что были совсем забегаловочного вида; везде, где я была, кормили вкусно и обильно, обслуживали вежливо и быстро, не было никаких попыток обсчитать или нагрубить.

Перекусывать в кафе и ресторанах - вовсе не единственный способ насытиться и вкусно поесть. На каждом углу продаётся разнообразнейшая чурчхела. Съел на ходу и сыт. А на вечер можно купить фруктов. Везде продаётся виноград - красный, чорный, розовый мелкий, зелёный, жёлтый; яблоки многих сортов; фейхоа, хурма, груши, айва, мандарины, гранаты, каштаны. Всё это очень вкусное и невероятно дешёвое. Также есть и малина, и ежевика.



И сыры! Прекрасные свежайшие рассольные сыры разных сортов. Поскольку для меня вкуснее свежего сулугуни с виноградом может быть лишь свежий сулугуни с ежевикой, то мой ужин обычно из сыра с фруктами и состоял. Иногда покупала каштанов и жарила их. Объедение! А ещё свежевыпеченные хачапури и хрустящие ромбовидные хлеба...



Люди весьма приветливы. Старшие знают русский, молодые знают английский. Объясниться можно всегда, на крайний случай жестами. Мне подробно объясняли, как куда добраться, пытались даже проводить, чтоб я не дай Бог не заблудилась, интересовались, откуда я, нравится ли мне город - при этом всё это не казалось неприятной навязчивостью. Наряду с дружелюбием в людях много достоинства.

Тбилисцы ходят медленно. Любят остановиться посреди улицы и начать о чём-то бурно разговаривать. А быстро ходят, по-моему, только туристы.

Водители машин уступают дорогу пешеходам. И сигналят собакам и кошкам. Кошек в городе очень много, в основном чёрных, но попадаются всякие.







В Тбилиси много скамеек - вдоль улиц, на площадях и в маленьких парках. Если устаёшь ходить, можно сидеть-отдыхать и смотреть на фонтан или как дети в сквере играют.



В городе много нищих. И он, к сожалению, далёк от аккуратности. Стены залеплены объявлениями, рекламой, предвыборной агитацией, много всяких надписей, граффити и тд, которые, увы, портят общий вид. Хотя в городе много урн и помоек, а в центре постоянно убираются, мусора на улицах многовато. Активная уличная торговля тоже убавляет чистоты.

Но это, пожалуй, единственный - и незначительный - негатив от путешествия. Остальное - только радость и восхищение. Чудесная была неделя.
Tags: Грузия, Тбилиси, атчот о праисхадящем, иду-гуляю, из материала заказчика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments