∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

Эми Чуа, "Боевой клич матери-тигрицы"

Книга эта была очень на слуху несколько лет назад, даже до того, как её перевели и издали у нас. Я же её прочитала только в этом году. Но, поскольку она широко обсуждалась и я читала часть этих обсуждений, то некоторое представление об этой книге у меня сложилось заранее: что это такой гимн китайской модели воспитания, согласно которой дети - практически собственность родителей.

Родители решают абсолютно всё, что касается детей, с младенчества и до совершеннолетия (или даже позже): какое образование будут получать дети, каков будет их досуг, как именно их воспитывать; никакие желания самих детей не принимаются во внимание; методы воспитания - предельно жёсткие, доходящие до насилия; ребёнка нельзя хвалить, это вредно, нужно его постоянно критиковать. Автор книги невероятно горда и этими методами, которые она считает лучшими, и тем, какую красавицу-умницу-прекрасную пианистку она этими методами воспитала. Не то что мягкотелые американские родители, у которых вырастают только лохи и неудачники, не вылезающие от психотерапевтов.

В обсуждениях обильно цитировались куски из книги про то, как мать орала на дочку, вынуждала её много часов играть на пианино и решать задачки по секундомеру, как она запрещала детям ходить в гости с ночёвкой, участвовать в школьных представлениях, заставляла их изнемогать под грузом дополнительных репетиторских уроков и в каникулы, и на отдыхе. Мнения были практически единодушны: какой ужас, ребёнок задавлен и лишён детства, и зачем всё это - чтобы стать всего-то пианисткой? Подумаешь, выступала в Карнеги-холле! А какой ценой? И ведь никто никогда не спрашивал её мнения! Это негуманно!

Однако если прочитать книгу, а не обсуждения, выясняется, что всё не так однобоко.

Это очень честная и откровенная книга о том, как мать воспитывала двоих дочерей по той единственной модели, по которой воспитывали её саму и которую она считала единственно правильной, и как с первой дочерью у неё получилось всё, как она планировала, а со второй не получилось. Хотя силы были потрачены равные и методы были один и те же.

Почему получилось и почему не получилось? Автор считает, что первая дочь сумела принять её систему, а вторая нет. Наверное, так и было; причины этому - в разнице характеров. Как у двоих сестёр характеры вышли настолько разными, Бог весть. Может, младшая наблюдала то, как воспитывают старшую, и ей это не нравилось; может, младшей досталось больше ласки и попустительства от папы-еврея, который хоть и не сопротивлялся китайской системе матери, но представлял совершенно другой подход к детям и тому, как с ними надо обращаться.

Первая дочь оказалась более податлива к давлению, хотя и она пыталась отгородиться и сопротивляться; а вторая чем становилась старше, тем круче сопротивлялась материному давлению. Что характерно, во втором случае мать постепенно стала прогибаться сама, вплоть до того, что пообещала девочке за успехи завести собаку, хотя раньше считала, что это то, чего в их доме не будет никогда; и даже сдержала своё обещание (и полюбила собаку, и завела вторую, и это опять-таки не другая история, а всё та же, это важный кусок для понимания - особенно то, как она подошла к воспитанию этих собак). А чем вторая дочь становилась старше, тем больше свободы она себе отвоёвывала. В конце концов отказавшись заниматься музыкой. Матери пришлось примириться с этим. Более того, ей пришлось признать, что дочкины успехи в той сфере, которую она сама себе выбрала, весьма скромные с материнской точки зрения, для дочки действительно важны и ценны.

Муштра, ограничения, критика, многочасовые упражнения на пианино и на скрипке, невероятное эмоциональное и физическое давление на детей - всё это подробно описано в книге и нисколько не подвергается сомнению как метод. Я - как пострадавшая в детстве от занятий "музыкой" под рассказы о Моцарте, которого привязывали к роялю - читала про это, прикидывая на себя и, чего уж таить, негодуя. Впрочем, есть нюанс: у меня способностей к музыке не было никаких, а у дочерей Эми Чуа они были.

И вот тут начинается главный для меня вопрос.

Насколько, до какой степени допустимо давление при обучении ребёнка чему-либо.

В полностью ненасильственную педагогику я не верю. Да, можно играючи научить читать, писать, рисовать и много чему ещё. Но рано или поздно возникает необходимость осваивать более сложные вещи. И тут уже одной игрой не справиться. Чтобы научиться хорошо рисовать, надо дохренища раз нарисовать натюрморт с кувшином, стоящим на мятой тряпке. Чтобы научиться хорошо играть, надо сыграть дохренища гамм и этюдов. Чтобы научиться архитектуре, надо выучить сопромат. Чтобы научиться лечить людей, надо выучить штуки три или четыре химий, все кости и мускулы в человеческом теле, вскрывать покойников в морге, переделать уйму лабораторных работ. И всё это ещё и от менее сложного - к более сложному. И так далее. Короче, нужно переделать довольно много скучных, нудных, монотонных, рутинных штук, без которых никак. Развитие - это выход из зоны комфорта, а выходить из неё неприятно и напряжно.

Сохранить комфорт? Разрешить ребёнку делать только то, что ему интересно?

Не хочет учить химию, историю, физику, иностранный язык, биологию, ходить на физру, читать классику, писать диктанты - пусть.

Не хочет читать - пусть не читает.

Не хочет учиться читать - пусть не учится.

Не хочет учиться считать - пусть не учится.

У нас в ДГ однажды, давным-давно, выступал адепт именно такого подхода. Рассказывал, как в их частной школе дети занимаются чем хотят, а потом успешно поступают в гарварды и оксфорды. Правда, когда ему начали задавать вопросы, он стал как-то путаться в деталях...

Собственно, ключевое - чем ХОТЯТ.

А если не хотят ничем?

А если непонятно, чем хотят?

А если у ребёнка зримые, выраженные способности к рисованию, к спорту, к балету, к музыке, а заниматься ими он не хочет? Жалко же. Способности - штука редкая и не всякому дана.

С одной стороны, я не одобряю родителей-компрачикосов, которые давят на детей, лишают их инициатив, не прислушиваются к их желаниям, загоняют их в пресс-формы своих непреклонных представлений об их будущем. Знаю очень многих, кого всё детство таскали из секции фигурного катания в кружок по рисованию, а оттуда на музыку, а во взрослом возрасте они никогда не подходят к пианино, никогда не встают на коньки, никогда не рисуют.

И уж особенно не одобряю крики, эмоциональный шантаж и угрозы как методы воздействия.

С другой стороны, я знаю столько примеров, когда мама-папа таки знали лучше.

В общем, это, видимо, вопрос о том, как и где в воспитании вовремя остановиться. Самый сложный, как я думаю.
Tags: нехудло, читаю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments