∞ (o_huallachain) wrote,

o_huallachain

  • Mood:
  • Music:

Каков он есть, русский рок-н-ролл

Ясновельможный пан наш Лукавый, половинка jasly, задал вопрос у себя в жж, и мимо я пройти не могу. Но получилось многовато, так что - отвечаю здесь.

Говорят, что хороший рок - это чтоб был "кайф, драйв и немного трагично". Добавлю - ещё иронично и самоиронично, и чтобы все три составляющих Хорошего Рока - музыка, текст и воплощение - были неплохи. И такого, на мой взгляд, немало. Продолжаю любить и слушать то, что любила и слушала по юности. Наверное, отчасти потому, что приятно вспомнить те времена, подёрнутые романтическим сизым дымком. Но - далеко не всё. Многое из того времени не переслушиваю никогда. А переслушиваю вот что:

"Аквариум" до "Ихтиологии" включительно, потому что ранний "Аквариум" это наше всё. :-) В отличие от позднего, который не люблю, не слушаю, не знаю. А старый - эх, здорово! "Она боится огня, ты боишься стен, тени в углах, вино на столе..."

"Зоопарк" - потому что, помимо текста (музыка куда менее интересна, эдакий мейнстрим) - поразительной мощи личностное обаяние, которое чувствуется даже без визуального ряда. Потому что Майк написал "Уездный город N" и "Ты дрянь" - прекрасную песню о любви.

Алексея Вишню forever! Старую синенькую кассетку с "Сердцем" и "Танцами на битом стекле" не выброшу никогда, хотя есть диски. Можно слушать как лёгко-попсовую музыку - снимая поверхностный слой. Можно уловить иронию, хитрую усмешку - и в музыке, и в тексте. И - это уже из современности - вечная благодарность polittechno за SpecialRadio, лучшее Интернет-радио. И за новые диски тоже.

Юрия Наумова - но много его слушать невозможно. "Вышивание крестиком в четыре руки" - это язвительное замечание считаю абсолютно верным. При всех несомненных плюсах - продуманных текстах и виртуозной игре на гитаре - остаётся ощущение чего-то нарочно сделанного. Раньше одного похода на квартирник хватало примерно на полгода, чаще не тянуло, но его песни не забываются, остаются. А строки "Я был странник в израненной, странной стране, где продажное "да" и где на нет сводят "нет", где на тысячу спящих - один, что распят и пятьсот, что плетутся у стен. Если ты не эстет - в ожиданьи конца лей кастет из свинца и налей-ка винца, и мы выпьем с тобою за тех, кто прибит на кресте" - считаю одними из лучших в русроке. Аллитерация - душу продать сотоне!

"Алису" до "БлокАды" включительно. Несмотря на несложность музыкальных ходов и некоторую агрессивную агитационность текстов. Молодость, это моя молодость. Совсем старую, "Нервную ночь" - тоже, это совсем по-другому и более чем интересно. Новые эксперименты Кинчева с его стремлением вписаться в национально-патриотическую парадигму (православие, народность, только про самодержавие ему спеть осталось) - не люблю, скучно.

"Звуки МУ" - весёлые и печальные, нарочито-брутальные внешне и нежные внутри.

Янку Дягилеву. Потому что её песни - сразу в кровь и в сердце. Их не надо переваривать. Воплощённое горе и боль. "Сядь, если хочешь, посиди со мною рядышком, покурим, глядя в землю... Некуда деваться, нам остались только сны и разговоры". И никакая не политика: человеческое, слишком человеческое.

Старую группу "Телевизор" - два первых альбома, "Шествие рыб" и "Отечество Иллюзий". Несмотря на некоторую аморфность первого и на лозунговость второго. Потому что ТЕКСТ! "Дети уходят, и никаких революций..." Архангельскую группу "Облачный Край" - эх, Богаев-Рауткин, где же вы теперь, а как пели-выступали славно. "Наутилус Помпилиус" - далеко не весь, старый (новый однообразен и никаков). Это группа, которая действительно делала альбомы - ни убавить, ни прибавить, ни поменять порядок песен. Да и песни были хороши. "Ах, твою мать, быть, всего лишь быть, так просто забить на это, но я уже не хочу быть поэтом, я уже не хочу..." Кормильцев, пока в разнообразную политику не ударился, писал классные стихи.

"Белую Гвардию" - очень выборочно и под настроение. В целом простовато, но несколько песен действительно цепляющие. Но их мало.

"ДДТ", несмотря на близость к нелюбимым мной бардам. Потому что близость близостью, а всё ж у Юрия Юлиановича са-авсем по-другому. Но опять-таки не всё, очень и очень немногое.

Из тех, что поновее:

"Калинов Мост" - впрочем, его непонятно, куда относить: он издавна. Интересные, завёрнутые тексты, мне он как автор текстов немного напоминает Велимира Хлебникова. Замечательный голос, интересная музыка, с неожиданными ходами. И играют они хорошо. Хотя иногда меня одолевает мысль, а не стёб ли всё это?

Казахскую панк-группу "Адаптация". И пусть похоже на Янку и на ГрОб сразу, и пусть грязная игра и непричёсанные, местами наивные тексты. Что до похожести - она не так проста, как кажется: кое-какие проблемы вечны, а цитаты и аллюзии - это часть общего диалога, включённость в единое пространство текста. Крик - чтобы услышать самого себя. "Петь о любви, петь о страшных ненужных вещах, загружать малолетних детей, что попьют свой уютный трёхкомнатный чай"... Бешеного драйва группа.

"Зимовье Зверей" - особенно альбом "Конец Цитаты", хотя альбом про несчастную моркоффь вроде бы не может вызвать у меня никакого отклика. Ан нет - наверное, потому что "я расписался в моноатеизме", потому что "из всех знакомых мне одиночеств я выбираю, что понадёжней", потому что - "плывущему-море". Хотя по манере пения это почти бардство. Пути любви неисповедимы.

Сергея Калугина - и торжественную "Луну над Кармелем", и раздолбайскую матерную песнь о поедании селёдки без лука и хлеба, потому что в доме ни того ни другого не отыскалось, и "Вальс Казановы". Он похож на Наумова, но, по-моему, он лучше. Нет нарочитости и переподвывернутости, и, что ещё главнее - есть ирония. С которой у Наумова ба-альшая проблема.

Ольгу Арефьеву - потому что это здорово. Грусть и веселье, ирония и злость, ясность и таинственная красота в текстах. И голос, голос, голос.

"Башню Rowan" - за весёлый драйв и славный нрав, за то, что песни разные, очень разные - есть мягкие, нежные, чуть горькие, как "Кошка, что приходит всегда", есть забойно-весёлые, есть сердитые, есть потрясающей красоты баллады, да и много чего ещё есть. И поёт Тикки классно.

"Раду и Терновник" - под настроение и далеко не всю. Но песни интересные, и музыка хорошая.

Других голосистых девушек: Инну Желанную, Наталью Княжинскую, Ольгу Дзусову, Ирину Богушевскую (правда, последнюю - выборочно). Красиво поют, хорошая музыка, всё, что надо. Жанну Агузарову, и с ранним "Браво", и саму по себе - тоже.

Смешную группу "Кирпичи", потому что они забавные, потому, что хороший текст и драйв. "Lumen" - несмотря на очевидные огрехи.

"Разнотравие", "Седьмую Воду", "Ветер Воды", "Невидь", ""Лихолесье", "Северные врата", "Небо Здесь", "Темнозорь", "Хвангур", "Butterfly Temple" - это очень разные группы, про каждую можно рассуждать долго и подробно. Интересная музыка, нетривиальные тексты, очень разная манера и стиль.

Земфиру. Прекрасный вокал (ну люблю, люблю я хороший женский вокал, и чтоб ещё со стервозинкой такой в голосе!), непростые тексты, даже там, где она пытается косить под испорченную девочку.

"Ночных Снайперов", ранних, до "Цунами". Некоторые презрительно фыркают и говорят "попсня". Вероятно. А я отзываюсь - "Нет мира, кроме тех, к кому я привык, и с кем не надо нагружать язык, а просто жить рядом и чувствовать, что жив". Откликаюсь - на "Хотелось спать, смотреть кино, что абсолютно всё равно, когда устанешь". Отражаюсь - в "Ты знаешь, сколько мне лет, и я за это плачу, а если нужно сказать, то я скажу, не смолчу: ты не изменишь меня. Жалей других, для меня побереги свою злость..." Новые альбомы - не переношу, куда-то всё подевалось, как вода из дырявого ведёрка ушла: нет ни умных текстов, ни нетривиальной музыки. "Сурганова и Оркестр" - чуть получше, но всё-таки лучше всего они были вместе, раньше, в начале.

Мару - за потрясающую песню про теракт в Америке 11 сентября: "Как вспарывали стены самолёты". За голосину и за то, что вообще песни неплохие. И злые. "Это мы пока разминаемся, ну, как-нибудь, без чужих рук справимся..." - хлещущая злость и энергия в голосе и тексте. Ну и - люблю женский вокал, вот, например, у Jefferson Airplane предпочитаю те песни, где поёт Грейс Слик.

Теперь о том, что не люблю и не любила. Никогда не любила "Кино": да, да, талантливо, очень, признаю, но не цепляло и не цепляет, даже "Группа Крови", их лучшее, на мой взгляд (особенно если выкинуть оттуда дурацкую песню "Эй, прохожий". Группу "Аукцыон", которую Чадо сейчас слушает на концерте - не интересовало и не интересует. "Чайф" - очень-очень выборочно. "Разные люди" - ещё более выборочно. "Агата Кристи" - только "Коварство и Любовь", да и тот сто лет не переслушивала. Настя Полева - как в 198лохматом мы её закидали в Подольске на рок-фестивале зелёными яблоками, так с тех пор моё мнение не поменялось, хотя слушала много и разного. У Башлачёва откликаюсь на очень, очень немногое - "От Винта", ещё кое-что. Но "Влажный блеск" считаю одной из лучших песен о любви. "ГрОб" вообще не люблю, кроме "Русского Поля Экспериментов", эта да, классная. До сих пор, когда тоскливо, слушаю её, чтобы выбить клин клином... "Оптимальный Вариант" - немногое. Василия Шумова и "Центр" - тоже очень немногое, и к нему испытываю скорее холодноватый интерес. Не близко. Веню Дркина - кроме двух песенок, ничего, и не переубедить меня всей Донской Гимназии. Умку - очень и очень выборочно: грязноватая музыка и неряшливые тексты, всё-то хочется и то, и другое отредактировать. Гарика Сукачёва - очень и очень понемногу. "Смысловые галлюцинации" - совсем мало. "Крематорий" - сильно выборочно и только ранний, у него, на мой взгляд, действительно бывали удачи. "Арию" - кроме старой-престарой, когда у них ещё пела Желанная, да и то немногое. "Колибри" - интересная группа, но неровная, на мой взгляд, и слушать подряд и помногу не хочется. "Секрет", "Пикник" - мимо. "Воскресение" и "Машина Времени" (особенно "МВ") - буэ-э-э-э-э-э-э-э-э!

Из современных - всяко-разный украинский рок, "Вопли Видоплясова" и "Океан Ельзи". Как и густопсовую этнику с горловым пением или шаманским бубнением. Это не музыка, а что-то вроде культурного шока: пару раз послушать для разнообразия, не больше. У Медведева люблю всего две-три песни, а остальное оставляет равнодушной. "Короля и Шута" - мало того что слизано у "Misfits", так ещё и недоделанный он какой-то и однообразный. "Мельницу" - по мне, так "Башня Rowan" куда интереснее, несмотря на Хелависин вокал и стихи классиков (тем более что не все эти стихи мне по душе, Гумилёва, например, не люблю ни в каком виде). Великую и ужасную группу "Ленинград" - не вижу я в ней ничего ни великого, ни ужасного, а манеру сценической подачи Шнур нахально тянет у покойника Моррисона. Ну, на том свете поквитаются. Надеюсь, Моррисон ему вломит. "Сплин" - кроме нескольких запавших в память, и, следовательно, в душу строчек, в целом для меня он какой-то никакой. "Пилот" - то же самое. "Чиж и К" - разве что две-три песни. "Несчастный Случай" - не любила и не люблю, недавно заставили послушать, якобы должно было понравиться. Не понравилось. Кипелова per se - "Ясв-а-а-а-або-о-о-о-оденЪ" ужасная песня, да и остальное не лучше, на мой взгляд: пафосно и преувеличенно. "Високосный год" - только ту, про роман на стороне, где "как птицы, садимся на разные ветки и засыпаем в метро", и "Сиди и слушай", да и то: чтоб их захотелось послушать, надо очень специальное настроение, которое у меня случается крайне редко. Кое-что из перечисленного есть на харде, значит, порой слушаю. Что ж, музыка интересна разная. Как и люди.

Наверное, если б моя музыка на харде могла драться, она подралась бы... ;-)
Tags: musique, мыслию по древу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments