?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 May 2006 @ 10:05 pm
Каков он есть, русский рок-н-ролл  
Ясновельможный пан наш Лукавый, половинка jasly, задал вопрос у себя в жж, и мимо я пройти не могу. Но получилось многовато, так что - отвечаю здесь.

Говорят, что хороший рок - это чтоб был "кайф, драйв и немного трагично". Добавлю - ещё иронично и самоиронично, и чтобы все три составляющих Хорошего Рока - музыка, текст и воплощение - были неплохи. И такого, на мой взгляд, немало. Продолжаю любить и слушать то, что любила и слушала по юности. Наверное, отчасти потому, что приятно вспомнить те времена, подёрнутые романтическим сизым дымком. Но - далеко не всё. Многое из того времени не переслушиваю никогда. А переслушиваю вот что:

"Аквариум" до "Ихтиологии" включительно, потому что ранний "Аквариум" это наше всё. :-) В отличие от позднего, который не люблю, не слушаю, не знаю. А старый - эх, здорово! "Она боится огня, ты боишься стен, тени в углах, вино на столе..."

"Зоопарк" - потому что, помимо текста (музыка куда менее интересна, эдакий мейнстрим) - поразительной мощи личностное обаяние, которое чувствуется даже без визуального ряда. Потому что Майк написал "Уездный город N" и "Ты дрянь" - прекрасную песню о любви.

Алексея Вишню forever! Старую синенькую кассетку с "Сердцем" и "Танцами на битом стекле" не выброшу никогда, хотя есть диски. Можно слушать как лёгко-попсовую музыку - снимая поверхностный слой. Можно уловить иронию, хитрую усмешку - и в музыке, и в тексте. И - это уже из современности - вечная благодарность polittechno за SpecialRadio, лучшее Интернет-радио. И за новые диски тоже.

Юрия Наумова - но много его слушать невозможно. "Вышивание крестиком в четыре руки" - это язвительное замечание считаю абсолютно верным. При всех несомненных плюсах - продуманных текстах и виртуозной игре на гитаре - остаётся ощущение чего-то нарочно сделанного. Раньше одного похода на квартирник хватало примерно на полгода, чаще не тянуло, но его песни не забываются, остаются. А строки "Я был странник в израненной, странной стране, где продажное "да" и где на нет сводят "нет", где на тысячу спящих - один, что распят и пятьсот, что плетутся у стен. Если ты не эстет - в ожиданьи конца лей кастет из свинца и налей-ка винца, и мы выпьем с тобою за тех, кто прибит на кресте" - считаю одними из лучших в русроке. Аллитерация - душу продать сотоне!

"Алису" до "БлокАды" включительно. Несмотря на несложность музыкальных ходов и некоторую агрессивную агитационность текстов. Молодость, это моя молодость. Совсем старую, "Нервную ночь" - тоже, это совсем по-другому и более чем интересно. Новые эксперименты Кинчева с его стремлением вписаться в национально-патриотическую парадигму (православие, народность, только про самодержавие ему спеть осталось) - не люблю, скучно.

"Звуки МУ" - весёлые и печальные, нарочито-брутальные внешне и нежные внутри.

Янку Дягилеву. Потому что её песни - сразу в кровь и в сердце. Их не надо переваривать. Воплощённое горе и боль. "Сядь, если хочешь, посиди со мною рядышком, покурим, глядя в землю... Некуда деваться, нам остались только сны и разговоры". И никакая не политика: человеческое, слишком человеческое.

Старую группу "Телевизор" - два первых альбома, "Шествие рыб" и "Отечество Иллюзий". Несмотря на некоторую аморфность первого и на лозунговость второго. Потому что ТЕКСТ! "Дети уходят, и никаких революций..." Архангельскую группу "Облачный Край" - эх, Богаев-Рауткин, где же вы теперь, а как пели-выступали славно. "Наутилус Помпилиус" - далеко не весь, старый (новый однообразен и никаков). Это группа, которая действительно делала альбомы - ни убавить, ни прибавить, ни поменять порядок песен. Да и песни были хороши. "Ах, твою мать, быть, всего лишь быть, так просто забить на это, но я уже не хочу быть поэтом, я уже не хочу..." Кормильцев, пока в разнообразную политику не ударился, писал классные стихи.

"Белую Гвардию" - очень выборочно и под настроение. В целом простовато, но несколько песен действительно цепляющие. Но их мало.

"ДДТ", несмотря на близость к нелюбимым мной бардам. Потому что близость близостью, а всё ж у Юрия Юлиановича са-авсем по-другому. Но опять-таки не всё, очень и очень немногое.

Из тех, что поновее:

"Калинов Мост" - впрочем, его непонятно, куда относить: он издавна. Интересные, завёрнутые тексты, мне он как автор текстов немного напоминает Велимира Хлебникова. Замечательный голос, интересная музыка, с неожиданными ходами. И играют они хорошо. Хотя иногда меня одолевает мысль, а не стёб ли всё это?

Казахскую панк-группу "Адаптация". И пусть похоже на Янку и на ГрОб сразу, и пусть грязная игра и непричёсанные, местами наивные тексты. Что до похожести - она не так проста, как кажется: кое-какие проблемы вечны, а цитаты и аллюзии - это часть общего диалога, включённость в единое пространство текста. Крик - чтобы услышать самого себя. "Петь о любви, петь о страшных ненужных вещах, загружать малолетних детей, что попьют свой уютный трёхкомнатный чай"... Бешеного драйва группа.

"Зимовье Зверей" - особенно альбом "Конец Цитаты", хотя альбом про несчастную моркоффь вроде бы не может вызвать у меня никакого отклика. Ан нет - наверное, потому что "я расписался в моноатеизме", потому что "из всех знакомых мне одиночеств я выбираю, что понадёжней", потому что - "плывущему-море". Хотя по манере пения это почти бардство. Пути любви неисповедимы.

Сергея Калугина - и торжественную "Луну над Кармелем", и раздолбайскую матерную песнь о поедании селёдки без лука и хлеба, потому что в доме ни того ни другого не отыскалось, и "Вальс Казановы". Он похож на Наумова, но, по-моему, он лучше. Нет нарочитости и переподвывернутости, и, что ещё главнее - есть ирония. С которой у Наумова ба-альшая проблема.

Ольгу Арефьеву - потому что это здорово. Грусть и веселье, ирония и злость, ясность и таинственная красота в текстах. И голос, голос, голос.

"Башню Rowan" - за весёлый драйв и славный нрав, за то, что песни разные, очень разные - есть мягкие, нежные, чуть горькие, как "Кошка, что приходит всегда", есть забойно-весёлые, есть сердитые, есть потрясающей красоты баллады, да и много чего ещё есть. И поёт Тикки классно.

"Раду и Терновник" - под настроение и далеко не всю. Но песни интересные, и музыка хорошая.

Других голосистых девушек: Инну Желанную, Наталью Княжинскую, Ольгу Дзусову, Ирину Богушевскую (правда, последнюю - выборочно). Красиво поют, хорошая музыка, всё, что надо. Жанну Агузарову, и с ранним "Браво", и саму по себе - тоже.

Смешную группу "Кирпичи", потому что они забавные, потому, что хороший текст и драйв. "Lumen" - несмотря на очевидные огрехи.

"Разнотравие", "Седьмую Воду", "Ветер Воды", "Невидь", ""Лихолесье", "Северные врата", "Небо Здесь", "Темнозорь", "Хвангур", "Butterfly Temple" - это очень разные группы, про каждую можно рассуждать долго и подробно. Интересная музыка, нетривиальные тексты, очень разная манера и стиль.

Земфиру. Прекрасный вокал (ну люблю, люблю я хороший женский вокал, и чтоб ещё со стервозинкой такой в голосе!), непростые тексты, даже там, где она пытается косить под испорченную девочку.

"Ночных Снайперов", ранних, до "Цунами". Некоторые презрительно фыркают и говорят "попсня". Вероятно. А я отзываюсь - "Нет мира, кроме тех, к кому я привык, и с кем не надо нагружать язык, а просто жить рядом и чувствовать, что жив". Откликаюсь - на "Хотелось спать, смотреть кино, что абсолютно всё равно, когда устанешь". Отражаюсь - в "Ты знаешь, сколько мне лет, и я за это плачу, а если нужно сказать, то я скажу, не смолчу: ты не изменишь меня. Жалей других, для меня побереги свою злость..." Новые альбомы - не переношу, куда-то всё подевалось, как вода из дырявого ведёрка ушла: нет ни умных текстов, ни нетривиальной музыки. "Сурганова и Оркестр" - чуть получше, но всё-таки лучше всего они были вместе, раньше, в начале.

Мару - за потрясающую песню про теракт в Америке 11 сентября: "Как вспарывали стены самолёты". За голосину и за то, что вообще песни неплохие. И злые. "Это мы пока разминаемся, ну, как-нибудь, без чужих рук справимся..." - хлещущая злость и энергия в голосе и тексте. Ну и - люблю женский вокал, вот, например, у Jefferson Airplane предпочитаю те песни, где поёт Грейс Слик.

Теперь о том, что не люблю и не любила. Никогда не любила "Кино": да, да, талантливо, очень, признаю, но не цепляло и не цепляет, даже "Группа Крови", их лучшее, на мой взгляд (особенно если выкинуть оттуда дурацкую песню "Эй, прохожий". Группу "Аукцыон", которую Чадо сейчас слушает на концерте - не интересовало и не интересует. "Чайф" - очень-очень выборочно. "Разные люди" - ещё более выборочно. "Агата Кристи" - только "Коварство и Любовь", да и тот сто лет не переслушивала. Настя Полева - как в 198лохматом мы её закидали в Подольске на рок-фестивале зелёными яблоками, так с тех пор моё мнение не поменялось, хотя слушала много и разного. У Башлачёва откликаюсь на очень, очень немногое - "От Винта", ещё кое-что. Но "Влажный блеск" считаю одной из лучших песен о любви. "ГрОб" вообще не люблю, кроме "Русского Поля Экспериментов", эта да, классная. До сих пор, когда тоскливо, слушаю её, чтобы выбить клин клином... "Оптимальный Вариант" - немногое. Василия Шумова и "Центр" - тоже очень немногое, и к нему испытываю скорее холодноватый интерес. Не близко. Веню Дркина - кроме двух песенок, ничего, и не переубедить меня всей Донской Гимназии. Умку - очень и очень выборочно: грязноватая музыка и неряшливые тексты, всё-то хочется и то, и другое отредактировать. Гарика Сукачёва - очень и очень понемногу. "Смысловые галлюцинации" - совсем мало. "Крематорий" - сильно выборочно и только ранний, у него, на мой взгляд, действительно бывали удачи. "Арию" - кроме старой-престарой, когда у них ещё пела Желанная, да и то немногое. "Колибри" - интересная группа, но неровная, на мой взгляд, и слушать подряд и помногу не хочется. "Секрет", "Пикник" - мимо. "Воскресение" и "Машина Времени" (особенно "МВ") - буэ-э-э-э-э-э-э-э-э!

Из современных - всяко-разный украинский рок, "Вопли Видоплясова" и "Океан Ельзи". Как и густопсовую этнику с горловым пением или шаманским бубнением. Это не музыка, а что-то вроде культурного шока: пару раз послушать для разнообразия, не больше. У Медведева люблю всего две-три песни, а остальное оставляет равнодушной. "Короля и Шута" - мало того что слизано у "Misfits", так ещё и недоделанный он какой-то и однообразный. "Мельницу" - по мне, так "Башня Rowan" куда интереснее, несмотря на Хелависин вокал и стихи классиков (тем более что не все эти стихи мне по душе, Гумилёва, например, не люблю ни в каком виде). Великую и ужасную группу "Ленинград" - не вижу я в ней ничего ни великого, ни ужасного, а манеру сценической подачи Шнур нахально тянет у покойника Моррисона. Ну, на том свете поквитаются. Надеюсь, Моррисон ему вломит. "Сплин" - кроме нескольких запавших в память, и, следовательно, в душу строчек, в целом для меня он какой-то никакой. "Пилот" - то же самое. "Чиж и К" - разве что две-три песни. "Несчастный Случай" - не любила и не люблю, недавно заставили послушать, якобы должно было понравиться. Не понравилось. Кипелова per se - "Ясв-а-а-а-або-о-о-о-оденЪ" ужасная песня, да и остальное не лучше, на мой взгляд: пафосно и преувеличенно. "Високосный год" - только ту, про роман на стороне, где "как птицы, садимся на разные ветки и засыпаем в метро", и "Сиди и слушай", да и то: чтоб их захотелось послушать, надо очень специальное настроение, которое у меня случается крайне редко. Кое-что из перечисленного есть на харде, значит, порой слушаю. Что ж, музыка интересна разная. Как и люди.

Наверное, если б моя музыка на харде могла драться, она подралась бы... ;-)
 
 
Current Mood: crazyглотали мы из горлышка
Current Music: dark ambient
 
 
 
Котkot_scout on May 19th, 2006 06:23 pm (UTC)
"Новые эксперименты Кинчева с его стремлением вписаться в национально-патриотическую парадигму " - пять баллов! =)
∞o_huallachain on May 19th, 2006 06:30 pm (UTC)
Блин, а ты что, думал, умных слов знает только неоСоф? ;-)
Я Кинчева на квартирниках навидалась, по молодости-то. Непохоже было, чтоб он былд человек хороший, но этой вот пафосности и носа по ветру тогда не было. Естественный он был. А сейчас - тьху!
Котkot_scout on May 20th, 2006 06:19 pm (UTC)
Так и вижу: Кинчев, в семейных трусах в сердечко (или со сношающимися крокодильчиками) ходит по кухне.
-Что бы мне такого сделать? Что бы мне такого выкинуть? Всю жизнь я был бунтарём. Меня не сломал совок. Меня никто никогда не сломал. Я бунтарь... Но... Да!!! Идея!!! Я стану конъюктурщиком. Пускай меня начнёт презирать вся Армия Алиса. Да. Точно я прогусь под режим... Нет. Круче!!! Я зайду к нему в пику справа - меня будут петь фашисты... И да, я буду держать нос по ветру!
Извините конечно, но лично мне смешно.
lkaruslkarus on May 20th, 2006 07:30 pm (UTC)
Ага,Реддогу тут тоже смешно.6-(
∞o_huallachain on May 22nd, 2006 09:05 am (UTC)
Ну а теперь я вырваласьна оперативный простор своего собственного компа...
В общем, он довольно рано стал следовать конъюнктурным соображениям и самопеариться, и это жизненный факт-с. Почитай хотя бы его интервью с года эдак 1986-го, сам всё увидишь.
Котkot_scout on May 24th, 2006 04:01 pm (UTC)
Все любят самопиариться. Только при чём тут конъюктура? Или по вашему в БлокАде, если не ошибаюсь 87 года - куча конъюктуры? Скорее уж тогда конъюктурщик Цой с его "Перемен" - самая конъюктурная песня русрока времён перестройки. А то что Кинчев с возрастом ушёл от бунтарства в традиционализм, мне кажется абсолютно адекватным (ненавижу это слово) и попросту логичным. Как там у кого то из шибко умных: "Кто не был либералом в молодости - у того нет сердца, кто не стал кнсерватором в старости - у того нет мозгов".
∞o_huallachain on May 24th, 2006 05:29 pm (UTC)
Речь не о бунтарстве и его прекращении, а о его демонстративном сотонизме раньше и не менее демонстративном православии его теперь. Может, для тебя как для человека православного это тоже не более чем адекватно...

Ответь вот здесь, а? очень интересно, что скажешь. Если знаешь продолжение легенды, всё равно ответь... http://o-huallachain.livejournal.com/93792.html?mode=reply
(Anonymous) on May 24th, 2006 07:07 pm (UTC)
ИМХО, быть аццким-сотоной в 20-25 нормально. Но оставаться им в большие года? К тому же не вижу какую ему конъюктурную пользу приносит православие? Целевую аудиторию он теряет - огромная часть фанов разочаровались в новом Кинчеве. Да появились такие как я... Но много ли у нас православных-националистов, любителей старого доброго русрока? Скажу честно, не густо... Тот же Кипелов гораздо больший конъюктурщик, чем Кинчев. ИМХО, разумеется...
(Anonymous) on May 24th, 2006 07:08 pm (UTC)
Это Кот.
∞o_huallachain on May 24th, 2006 08:01 pm (UTC)
А ты откуда знаешь про то, сколько разочаровалось и сколько очаровалось?
Более того, в 20 он вообще был никто и звать никак, да и БлокАда писалась в 27. Не юноша никакой. Со взором горячим.
Yauhen Yerchak_nevr_ on May 21st, 2006 07:34 pm (UTC)
+1
Хотя на квартирниках у Кинчева не был, не знаю, может, он все же был хорошим человеком =))
∞o_huallachain on May 22nd, 2006 09:14 am (UTC)
Лысенко не читал, но...

Человек, который мог без объяснения причин (точнее, причины были, вполне прозаические) на квартирник не прийти, тем самым обманув, хм, ожидания массЪ, мог ожесточенно торговаться прямо на квартирнике, сколько ему должно за него полагаться денег, хотя договоренность уже была, просто мог обхамить хозяев точки, мог устроить картинное оралово в подъезде, что хозяевам точки выливалось в конфликты с милицией, и немалые, очень грязно отзывался о коллегах по ремеслу - не может в моём представлении считаться хорошим. Наумов, допустим, тоже был характером не сахар, но эдакого пролетарского хамства себе никогда не позволял и не подводил.

Про его отношения с Задерием и с другими, кто с ним игрывал в рок-н-ролл - умалчиваю, это не про квартирники.
Yauhen Yerchak_nevr_ on May 22nd, 2006 04:58 pm (UTC)
Лысенко не читал, но...
Не, тут как раз наоборот. Не читал, поэтому осуждать не могу ;-)
∞o_huallachain on May 22nd, 2006 05:48 pm (UTC)
В принципе - сказано, и верно: "Не верь поступкам, верь словам, когда они - слова поэта". то, что я кое-что из этой кухни видела изнутри, мне портило впечатление, точнее, чистоту впечатления. Но насчёт Кинчева тут даже не его хамство на квартирниках, а сами песни, которые он напел за эти двадцать лет: очень талантливый, харизматичный, но... Гребенщиков тоже то одно, то другое, но у него эти переходы-перебежки как-то, по крайней мере, не связаны были никогда с гос. идеологией и вообще с идеологией. Ну не верю я в искренность Кинчева-православного. :-(
orc_dmitriy on May 19th, 2006 07:04 pm (UTC)
Хы.
Я, видать, ребенок другого поколения. Всеядного поколения.
Потому что и Сплин люблю, и МВ, и Пилота, и Медведева временами, и Кино, и Пикник ( его я нежно обожаю), и.. :)
Лет так пять назад, каюсь, я и КиШа любила. =) А года так два - Мельницу. =))
Воситину правду проглаголил мой брат, что сейчас самое большое бунтарство - это сказать, что ты любишь Голивуд. =))
∞o_huallachain on May 19th, 2006 07:42 pm (UTC)
Это не всеядность-невсеядность, а просто иные преференции. Я же их не люблю не потому, что они чю-у-ужды или "не встраиваются в мою парадигму", а потому, что напрочь они мне неинтересны.
А голливудсике фильмы - некоторые обожаю.
orc_dmitriy on May 20th, 2006 08:04 am (UTC)
Значит у нас парадигма шире, отсюда и всеядность. :)
Поговорили о музыке - поглаголим о кино? ;)
lkaruslkarus on May 20th, 2006 07:29 pm (UTC)
Я не люблю кино.(нина)
∞o_huallachain on May 22nd, 2006 09:15 am (UTC)
Ребёнок кино любит, может, что и проглалолит. Я лучше вечерком про фофудью! ))))))))
ex_kir1 on May 19th, 2006 07:12 pm (UTC)
стока слушать.....
нашей музыки в таком количестве я не осилю,
хотя вот например Lumen или ЛОМО (или LOMO, х/з как правильно) , услышал по "Нашему радио" мне понравились
∞o_huallachain on May 19th, 2006 07:40 pm (UTC)
Lumen! Как я их могла забыть. Мне тоже нравится. Счас впишу.
Насчёт "стока слушать" - дык я постарше тебя буду разика в два, потому и слышала стока. А ненашей у меня на харде ещё больше, чем нашей.
Сноходецdreamwalkerptiz on May 20th, 2006 07:16 am (UTC)
Старше-младше... Я не менее половины из вышеперечисленного слышал, а на старость не жалуюсь. Да и на квартирниках и не бывал.
∞o_huallachain on May 20th, 2006 07:29 am (UTC)
Значит, ты любишь музыку. :-) Раз много слушаешь.
Ольгаyelin on May 20th, 2006 08:23 am (UTC)
Много-то сколько... Я вообще необразованная в этом плане. Просвещали меня активно, и в нашем и в зарубежном роке, но такая уж я... БГ слушаю, но не раннего, а "среднего", мелодичные такие вещи из "Навигатора", и то не часто.
Арефьевой я стиха читала в "Знамени" - отлично, а песни даже и не слышала.